На отечественном розничном фармрынке продолжается бурный процесс консолидации, что, наверное, и закономерно, и позитивно.
Осень подарила нам, исследователям индустрии, две знаковые и фактурные сделки – аптечная несеть «Имплозия» де-факто получила контроль над дивизионами уральской сети «Классика», а группа «36,6» – над питерским «Фармакором». Хочется воскликнуть: «То ли еще будет!» Но давайте посмотрим, то ли это было.
Обе сделки структурированы довольно замысловато. Юрлица «Классики» перед продажей были как будто поделены на две группы – на одних был заведен реальный розничный бизнес (их-то и продали), а другим оставили по одной аптеке и долги в сумме около 1 млрд рублей.
Кредиторы «Классики», а среди них топовые дистрибьюторы, уже не без оснований волнуются, смогут ли вернуть свои деньги. Ведь вопрос, с кого спрашивать в случае с «Имплозией», вовсе не праздный. Формально же никакой такой единой и неделимой сети, а следовательно, и правопреемника, нет. Де-юре, если эта оговорка вообще уместна, «Имплозия» (хотя и этого названия год уже нет) – чисто франчайзинговый проект. И только рынок понимает, что эта структура строилась и продолжает строиться по жесткой вертикали. Но что с этим знанием делать, если точки «Классики» заведены не на реальных известных индустрии собственников «Имплозии», а на близких к ним людей?
Похожим, пусть и со своими нюансами, образом структурирована и сделка по продаже «Фармакора». Официально компанию купил Аркадий Зятковский. А то, что он член совета директоров «36,6» и давний друг учредителей группы, так это, наверное, просто совпадение.
Как и то, что розничные точки «Фармакора» планируется перебрендировать под торговые марки «36,6», оформив это через договор франчайзинга. В теории такой маневр дает группе «36,6» возможность как угодно «крутить» «Фармакором», никоим образом не отвечая по обязательствам этой некогда крупной и уважаемой розничной компании. Вопрос лишь в том, какова будет практика.
В 2015-2016 годах участники рынка много говорили о «кризисе доверия» и о том, что для его преодоления нужна прозрачность.
Похоже, что с такой «прозрачностью», как сейчас, мы дна кризиса еще долго не разглядим.