27 Июля 2024 Суббота

Долгота дна
Роман Кутузов Фарминдустрия
11 сентября 2017, 17:17
Фото: Оксана Добровольская
4831

На отечественном розничном фармрынке продолжается бурный процесс консолидации, что, наверное, и закономерно, и позитивно.

Осень подарила нам, исследователям индустрии, две знаковые и фактурные сделки – аптечная несеть «Имплозия» де-факто получила контроль над дивизионами уральской сети «Классика», а группа «36,6» – над питерским «Фармакором». Хочется воскликнуть: «То ли еще будет!» Но давайте посмотрим, то ли это было.

Обе сделки структурированы довольно замысловато. Юрлица «Классики» перед продажей были как будто поделены на две группы – на одних был заведен реальный розничный бизнес (их-то и продали), а другим оставили по одной аптеке и долги в сумме около 1 млрд рублей.

Кредиторы «Классики», а среди них топовые дистрибьюторы, уже не без оснований волнуются, смогут ли вернуть свои деньги. Ведь вопрос, с кого спрашивать в случае с «Имплозией», вовсе не праздный. Формально же никакой такой единой и неделимой сети, а следовательно, и правопреемника, нет. Де-юре, если эта оговорка вообще уместна, «Имплозия» (хотя и этого названия год уже нет) – чисто франчайзинговый проект. И только рынок понимает, что эта структура строилась и продолжает строиться по жесткой вертикали. Но что с этим знанием делать, если точки «Классики» заведены не на реальных известных индустрии собственников «Имплозии», а на близких к ним людей?

Похожим, пусть и со своими нюансами, образом структурирована и сделка по продаже «Фармакора». Официально компанию купил Аркадий Зятковский. А то, что он член совета директоров «36,6» и давний друг учредителей группы, так это, наверное, просто совпадение.

Как и то, что розничные точки «Фармакора» планируется перебрендировать под торговые марки «36,6», оформив это через договор франчайзинга. В теории такой маневр  дает группе «36,6» возможность как угодно «крутить» «Фармакором», никоим образом не отвечая по обязательствам этой некогда крупной и уважаемой розничной компании. Вопрос лишь в том, какова будет практика.

В 2015-2016 годах участники рынка много говорили о «кризисе доверия» и о том, что для его преодоления нужна прозрачность.

Похоже, что с такой «прозрачностью», как сейчас, мы дна кризиса еще долго не разглядим.


Источник: Vademecum №15, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении