27 Июля 2024 Суббота

Документальный финт. Как участники отрасли пытаются обсудить с Минздравом новый Порядок онкопомощи
Дмитрий Камаев Мединдустрия
4 декабря 2020, 16:17
Фото: minzdrav.gov.ru
6615

Проект Порядка оказания онкологической помощи, продвигаемый Минздравом РФ, продолжает собирать негативный фидбэк от участников отрасли. Вслед за пациентскими сообществами, Нацмедпалатой и ФАС внушительный пакет замечаний подготовили представители медорганизаций, ассоциаций клиник и работников здравоохранения, а также другие заинтересованные в появлении грамотного регламента игроки рынка. Концепция коллективной рецензии на проект Порядка, с которой ознакомился Vademecum, расходится с замыслами Минздрава, который поспешил отклонить большинство поступивших предложений.

Опубликованный в августе проект Порядка оказания онкопомощи тут же вызвал резонанс в пациентских группах в Facebook – против утверждения такой версии документа проголосовали более 1,2 тысячи человек. Примечательно, что от оценки регулирующего воздействия (ОРВ) разработчик отказался изначально – в Минэкономразвития, например, Vademecum сообщили, что проект ведомственного приказа к ним не поступал. И хотя Минздрав рассчитывал, что документ вступит в силу уже с 1 января 2021 года, проект Порядка все же пришлось отправить на доработку с учетом «поступивших в ходе общественного обсуждения предложений».

Как ранее писал Vademecum, первыми свою порцию замечаний Минздраву высказали ФАС и Нацмедпалата, затем к ним присоединились различные отраслевые ассоциации, частные медорганизации, федеральные клиники, представители фармрынка и даже «Росатом». Минздрав подошел к критике селективно и согласился на ряд правок, в основном технического характера. Подробнее о разногласиях сторон – в разборе Vademecum.

Замечание: Порядок ограничивает право пациента на выбор медорганизации

Маршрутизация пациентов с онкологическими заболеваниями в регионе определяется органом государственной власти субъекта в сфере охраны здоровья.

Местный Минздрав/Депздрав устанавливает:

– перечень медорганизаций, участвующих в реализации терпрограммы ОМС и оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями;

– схему «территориального закрепления» на территории субъекта медорганизаций, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную и специализированную онкопомощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного и круглосуточного стационаров;

– перечень видов и методов диагностики и лечения онкологических заболеваний на территории субъекта и за его пределами;

– перечень заболеваний, при которых в обязательном порядке проводятся телемедицинские консультации между региональными медицинскими организациями либо с федеральными медицинскими организациями.

Аргументация участников отрасли: Предложенный Порядок лишает пациента права выбора места лечения как на территории региона, так и за его пределами, соответственно нарушает статьи закона 323-ФЗ «Об охране здоровья». В «Медси», например, уверены, что пациенты из-за Порядка не смогут самостоятельно попасть в федеральные медцентры, «минуя прохождение всех этапов диагностики и лечения в специализированных онкологических учреждениях субъекта региона».

«Данное условие касается и учреждений других форм собственности, в том числе и крупных частных медицинских центров. Подобное прикрепление пациента к региону напрямую скажется на эффективности лечения и в конечном счете – на выживаемости пациента», – отмечают в «Медси». Аналогичной позиции придерживаются и в Национальной ассоциации негосударственных медицинских организаций (НАНМО).

Вовсе исключить пункт, описывающий маршрутизацию, предлагают в ГК «МедИнвестГрупп» (МИГ). Схема территориального закрепления медицинских организаций субъекта, уверены в МИГ, «фактически устраняет какую-либо конкуренцию между медицинскими организациями» и предоставляет Минздраву или Депздраву региона возможность «без ограничений управлять спросом на медицинские услуги», что является нарушением закона «О конкуренции».

В Союзе профессиональных фармацевтических организаций обратили внимание на то, что требование о необходимости включать в региональный порядок маршрутизации пациентов перечень видов и методов лечения, при которых пациент направляется за пределы субъекта РФ, грозит тем, что отдельные недоступные в регионе методы лечения, особенно дорогостоящие, «могут быть не включены в указанный перечень с целью сохранения в регионе средств» терпрограммы госгарантий.

Ответ Минздрава: Не учтено.

Аргументация Минздрава: Информация «о возможности выбора медицинской организации <…> предоставляется пациенту лечащим врачом», и это право предусмотрено федеральным законодательством. Проект Порядка, объясняют в ведомстве, не предусматривает самостоятельное обращение за первичной специализированной медико-санитарной помощью, так как «самостоятельное обращение пациентов приведет к перегрузке подразделений системы онкологической службы необоснованными обращениями и создаст риски снижения качества и доступности онкопомощи».

В министерстве считают, что территориальное закрепление медицинских организаций даст гарантию, что помощь будет оказана, а фиксация перечня видов и методов диагностики и лечения за пределами территории субъекта делает оказание онкопомощи «прозрачным и контролируемым», так как «далеко не в каждом регионе оказывается весь спектр видов и методов диагностики и лечения онкологических заболеваний».

Замечание: Ограничивается участие частных медорганизаций в оказании профильной помощи

Аргументация участников отрасли: Порядок устанавливает, что в сложных клинических случаях для уточнения диагноза врач-онколог может направлять биопсийный материал для повторного проведения патоморфологических, иммуногистохимических и молекулярно-генетических исследований в референс-центры либо молекулярно-генетические лаборатории, организованные на базе федеральной медицинской организации.

В «Медси» указали, что этот пункт нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает участие частных клиник в оказании диагностических услуг. Кроме того, считают в «Медси», завышены обязательные требования по наличию определенного количества коек для открытия стационаров противоопухолевой лекарственной терапии и хирургических методов лечения.

В проекте Порядка указано, что онкологический диспансер (онкологическая больница) может иметь минимум 105 коек, что «является препятствием к развитию оказания специализированной онкологической помощи» в частных клиниках, потому что на содержание «избыточного» коечного фонда и медперсонала требуется допфинансирование.

В целом требования к организации онкологического диспансера «непосильны» для частных клиник, считают в EMC. Организация клинических отделений и отделов невозможна без организации отдельного онкологического диспансера как самостоятельного юрлица, что создает дополнительные ограничения. Соответственно, необходимо предусмотреть, что минимальные требования к коечной мощности не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

В сети клиник «Семейная» уверены, что в ряде пунктов Порядка не хватает упоминания того, что профильная помощь должна оказываться и в государственных, и в частных медорганизациях. При этом «территориальному закреплению» подлежат только государственные клиники.

Кроме того, в МИГ заметили, что по п. 7 проекта Порядка пациент с подозрением или выявленным онкозаболеванием направляется для получения первичной специализированной медицинской помощи только в Центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) либо в первичный онкологический кабинет или поликлиническое отделение онкологического диспансера.

Закрепление конкретных видов медорганизаций и распределение очередности между ними ограничивает права медорганизаций других типов. В МИГ предлагают указать, что медпомощь может оказываться любой медицинской организацией.

Порядок ущемляет интересы медорганизаций узких специализаций, говорят в центре «Онкостоп». Согласно проекту документа, врачебный консилиум по профилю «онкология» может быть проведен медицинской организацией, где есть отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. В клинике считают, что наличие в медицинской организации того или иного отделения для проведения консилиума не требуется.

Ответ Минздрава: Не учтено.

Аргументация Минздрава: Структурные подразделения противоопухолевой лекарственной терапии с малой коечной мощностью не могут обеспечить соответствующий пациентопоток, поддерживающий высокий квалификационный уровень врачей-онкологов, возражают в Минздраве.

Частные медорганизации могут включаться как в список онкологических медучреждений, так и в схему маршрутизации пациентов, если организации участвуют в реализации территориальной программы госгарантий.

Частная медорганизация может создать ЦАОП, первичный онкологический кабинет или иные онкологические подразделения «при условии соблюдения требований к их организации как структурного подразделения».

Минздрав настаивает, что только в учреждениях, где присутствуют полноценные стационарные отделения, «имеется достаточное количество специалистов и достаточный опыт для принятия взвешенного и объективного решения в интересах пациента, а не исходя из возможностей узкоспециализированной клиники».

Замечание: Необоснованные требования к организации стационаров и отделений

Аргументация участников отрасли: Ряд требований к организации онкологических диспансеров и больниц завышены, не обоснованы и могут привести к дополнительным затратам организаций.

В НАНМО указывают на необоснованность минимального и максимального количества коек, необходимых для открытия стационаров противоопухолевой лекарственной терапии и хирургических методов лечения. Например, хирургическое отделение должно быть организовано при наличии минимум 25 коек и максимум 50, однако не просчитана вероятность простоя коек или, наоборот, недостаток при высокой загруженности, и в целом заполняемость коек при онкологических заболеваниях рассчитать сложно.

«Данное требование на практике для государственных медицинских организаций будет вести к тому, что в отсутствие профильных пациентов койки будут необоснованно заполняться, а при большом количестве пациентов, наоборот, будут вводиться ограничения для госпитализации. Избыточное количество коек требует дополнительного финансирования как в материальном оснащении, так и в содержании дополнительного штата», – поясняют в ассоциации.

С похожей позицией выступили и в МИГ, где назвали ограничение по количеству коек исключающим возможность оптимизации штатного персонала и фонда оплаты труда.

Клиника «Семейная» предложила свой вариант норматива: коечная мощность отделения противоопухолевой лекарственной терапии (ПЛТ) не может составлять менее 5 коек и более 50 коек, как в дневном, так и в круглосуточном стационаре.

Центр «Онкостоп» выступил против требования иметь в медицинской организации круглосуточно функционирующее отделение противоопухолевой лекарственной терапии, потому что, к примеру, отделение радиотерапии может быть сформировано и эффективно работать без его наличия и независимо от коечной мощности.

Также у МИГ возникли сомнения в обоснованности требований к организации отделения радиотерапии. Проект позволяет открывать такое отделение только при наличии расположенного в пределах имущественного комплекса, «функционально и технологически объединенного», круглосуточно функционирующего отделения противоопухолевой лекарственной терапии, с коечной мощностью из расчета не менее 5 коек на единицу установки для лучевой терапии.

Это избыточно, считают в МИГ, так как коечная мощность медорганизации «не имеет отношения к качеству и объему медицинских услуг, выполняемых отделением радиотерапии». Кроме того, выполнение до 80% курсов лечения возможно в условиях дневного стационара.

Лишним, по мнению участников отрасли, является и правило, по которому в отделении ПЛТ должно быть организовано круглосуточное непрерывное наблюдение за пациентами дежурной бригады в составе врача-онколога и медицинской палатной сестры. В связи с тем, что до 50% схем лекарственной терапии, в том числе химиотерапии, проводится в дневном стационаре, Минздраву предложено уточнить, что требование распространяется только на круглосуточные стационары.

Ответ Минздрава: Не учтено.

Аргументация Минздрава: Отделения более 50 коек будут трудноуправляемыми. Менее 25 коек (20 коек для отделений ПЛТ) не обеспечит поток пациентов и, как следствие, поддержание должной квалификации медицинского персонала.

Лучевая терапия проводится и пациентам с тяжелой сопутствующей патологией, а также тем, кто не в состоянии получать амбулаторное лечение из-за тяжести состояния. Медицинская организация, которая планирует проводить лечение больным с онкологическими заболеваниями за счет средств ОМС или оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, не может отказывать в необходимом лечении в связи с отсутствием коечного фонда.

Медпомощь большой части больных должая быть комплексной, а исключение указанных требований приведет к невозможности оказывать помощь больным с тяжелым течением заболевания.

Замечание к необходимости организации круглосуточного наблюдения тоже недостаточно обосновано, а предложение ограничивает возможность применения всех имеющихся режимов и схем противоопухолевой лекарственной терапии.


онкопомощь, онкология, маршрутизация, порядок онкопомощи, минздрав, нанмо, медси, миг, онкостоп, семейная
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении