Одним из самых спорных аспектов документа стал порядок маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями «на территории субъекта», который предписывал региональным органам власти определять перечень профильных медорганизаций и структурных подразделений, осуществляющих онкологическую медпомощь в субъекте.
Также проект предполагал утверждение конкретного перечня видов и методов лечения онкологических заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, расположенных на территории этого региона и за его пределами. После волны критики (проект собрал более тысячи голосов «против») в Минздраве обещали подготовить новую версию документа, рассмотрев поступившие в ходе общественного обсуждения предложения. Доработанная версия повторно к общественному обсуждению не предлагалась.
Из обновленного документа следует, что регионы определяют перечень профильных медорганизаций, список видов и методов диагностики и лечения онкозаболеваний на территории и за ее пределами. Кроме того, создается «схема территориального закрепления медицинских организаций», оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями в амбулаторных и стационарных условиях.
При телемедицинских консультациях с федеральными медорганизациями должны указываться «критерии направления за пределы территории субъекта Российской Федерации для оказания медицинской помощи в федеральных медицинских организациях». Разработку этих критериев ранее анонсировала председатель Федерального фонда ОМС Елена Чернякова, рассказывая о выделении отдельного сегмента в бюджете фонда для федеральных медцентров и маршрутизации в них.
В новом проекте уточняется, что в случае, если в реализации терпрограммы госгарантий принимают участие несколько профильных клиник, лечащий врач «обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи», установленных терпрограммой.
При этом медорганизации «независимо от формы собственности» должны предоставлять сведения об оказанной медпомощи (виды, формы и сроки) для «информационных систем в сфере здравоохранения» – региональный сегмент ЕГИСЗ и ИС «Государственный раковый регистр».
В НМП ответили Vademecum, что ознакомились с версией законопроекта. Эксперты НМП считают, что определение перечня видов и методов диагностики и лечения онкозаболеваний в регионе и за его пределами должно быть исключено из документа, поскольку это противоречит правам пациентов, предусмотренным №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
«Пациентам не будут выдавать 57-ю форму направления, что уже реализовано в регионах для исключения ухода средств по межтерриториальным взаимодействиям», – опасаются в объединении.
Представители Нацмедпалаты также подчеркивают, что рекомендация по созданию центров амбулаторной онкологической помощи только в медицинской организации с численностью обслуживаемого населения не менее 50 тысяч человек «лишает граждан права на получение медицинской помощи в организациях частной системы здравоохранения». Кроме того, норма нарушает антимонопольное законодательство, поскольку обязательное наличие приписного населения «исключает создание таких центров, в том числе в рамках ГЧП, как самостоятельных организаций».
Проект порядка все еще обсуждается – как выяснил Vademecum, в Минюст по состоянию на 30 октября документ не поступал. Тем не менее, в ряде СМИ называют 1 января 2021 года датой вступления порядка онкопомощи в силу. Vademecum обратился в Минздрав с просьбой сообщить о текущем статусе подготовки проекта.
«Документ утверждается для того, чтобы онкологическая служба работала по единому алгоритму согласно всем имеющимся разработанным стандартам и клиническим рекомендациям», – цитирует «Российская газета» первого замминистра здравоохранения РФ Игоря Каграманяна, который добавляет, что порядок «ни в коем случае не устанавливает запретов и не ограничивает права граждан на выбор медорганизации или врача».
Свои предложения и замечания ранее подготовили и в Федеральной антимонопольной службе. «Напомним, что одной из ключевых задач ФАС России является развитие честной и здоровой конкуренции в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение равного доступа медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности для участия в системе оказания медицинской помощи населению», – прокомментировали инициативу Минздрава в антимонопольном органе.