27 Июля 2024 Суббота

«Даже в населенных пунктах на две тысячи человек мы должны содержать ЦРБ»
Дарья Шубина, Дмитрий Камаев Мединдустрия
8 ноября 2021, 0:02
Фото: личный архив Ольги Балабкиной
5341

Зампредседателя правительства Якутии Ольга Балабкина – о том, как найти баланс между экономикой и социальными обязательствами власти

В утвержденных президентским указом критериях эффективности губернаторов здравоохранение фигурирует в виде показателя «ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Однако за полтора года пандемии акценты сместились – организация медпомощи на местах оценивается федеральным центром с особой придирчивостью. В каждом регионе к решению этих задач подходят по-разному – где и как именно, решил проверить Vademecum. Серию интервью с представителями губернаторских команд открывает Ольга Балабкина, заместитель председателя Правительства Республики Якутия (Саха), глава которой в апреле 2021 года подписал указ о стратегии развития здравоохранения региона до 2030 года.

 

«ЛУЧШЕ ВОЗИТЬ ВРАЧЕЙ ИЗ УЛУСА В УЛУС»

– Низкая плотность населения, рассредоточенность населенных пунктов делают организацию локального здравоохранения в Якутии нетривиальной задачей. Как эта специфика отражается на практике?

– На территории республики действует около 626 структурных медицинских подразделений в 626 населенных пунктах, в которых проживает менее 10 тысяч человек. За последние несколько лет нам удалось найти оптимальную схему организации медицинской инфраструктуры, и, к слову, мы стали первым регионом, который вошел в программу модернизации первичного звена. Мы полностью пересмотрели маршрутизацию. В Якутии нет возможностей для привычного всем «горизонтального» транспортного сообщения между районами. Чтобы с севера республики добраться до соседней области, надо сначала отправиться в Якутск, на юг региона, и уже оттуда – в пункт назначения. Поэтому мы, отталкиваясь от численности жителей того или иного населенного пункта, определили, где должны быть ФАПы, где – врачебные амбулатории, а где нужны центральные районные больницы.

– Получается, какие-то из этих медорганизаций по демографическим причинам просто не могут сами себя содержать?

– Однозначно. Таких объектов у нас сегодня порядка 206, в том числе 26 центральных районных больниц. Эти медучреждения, естественно, не могут вписаться в существующие нормативы, но и отказаться от них мы не можем. По нормативу больница должна действовать на территории, где проживает определенное число людей. У нас в одном из улусов проживает в 50 раз меньше людей, чем положено по нормативу. Но район этот никак горизонтально с другими не соединяется, а ближайшая больница – за тысячу километров. Как объяснить людям, что там должен быть всего лишь ФАП? Поэтому даже в населенных пунктах на две тысячи человек мы должны содержать ЦРБ. Это социальные обязательства власти перед населением.

– Помимо финансовых издержек, есть и другая проблема: врачам нужен поток.

– Конечно, нужен поток. В то же время, обратите внимание, в одном из поручений президента после ВЭФ впервые говорится о труднодоступных и отдаленных территориях, которые раньше всегда назывались малонаселенными.

Люди, проживающие в труднодоступных регионах, ничем не отличаются от людей, живущих в Москве. Они болеют точно так же. Однако для одних эта помощь доступна на расстоянии шести километров, а для других – на уровне шести тысяч. Помня об этом, я не стану говорить о том, что содержать большую больницу неправильно. Человек-то тут при чем? Государство должно прийти к нему и оказать медицинскую помощь.

Нужно находить оптимальные схемы. Можно модернизировать стандарт ЦРБ и принять, скажем, для труднодоступного улуса особый «усеченный» стандарт. Если обычно в ЦРБ четыре отделения, то здесь будет, например, два. Допустим, терапия и педиатрия. Всю хирургию придется перенести в Якутск, а здесь – поставить вертолетную площадку и по любому случаю, скажем, аппендектомии, направлять санитарный борт. Такие полеты однозначно будут дороже, чем содержать хирургию. На мой взгляд, лучше было бы оптимизировать содержание – возить врачей из улуса в улус и так далее.

Здесь надо понимать еще одну важную вещь: людям нужен доктор в зоне шаговой доступности, а не за несколько сотен километров. Существует стремление лечиться в круглосуточном стационаре даже тогда, когда можно обойтись дневным стационаром или вообще амбулаторным лечением. Этот стереотип в Якутии приобретает дополнительный смысл. Например, оленеводы – они приезжают в ближайший населенный пункт, скажем, чтобы обследоваться, пройти полную диспансеризацию, и им нужна койка. Но в целом очевидно, что смысл в койке есть только тогда, когда есть клиническая задача и есть врач. Койка сама по себе не лечит, но объяснить это людям чрезвычайно трудно.

Мы нашли выход – открываем койки дневного стационара при ФАПах. Мыслимо ли это? Нет, конечно. Но в другой район житель не поедет, а ФАП – вот он, рядом, и койки в нем есть, сюда можно приходить на капельницы и доктор раз в неделю приезжает.

– Как вам идея о том, что на Дальнем Востоке проще отказаться от ОМС в пользу сметного финансирования?

– Регионы Дальнего Востока находятся в разных весовых категориях. Для нас, в Якутии, тема изменения модели финансирования действительно очень актуальна, как и для Сахалина, Камчатки, а для Хабаровска и Приморья – нет. Но я убеждена, что сегодня перейти на сметное финансирование равно лишить людей возможности находиться в системе ОМС, а значит, исключить получение ими медпомощи по всей стране – в других районах и регионах, не только труднодоступных. Предлагаю принять как данность то, что нам придется компенсировать расходы, которые мы несем именно в таких отдаленных и труднодоступных больницах.

– Возможно, для первички имеет смысл ввести фондодержание?

– Я считаю, что подушевой норматив надо оставить, но компенсировать «сверху» возникающие дополнительные расходы.

«НАШИ МЕДИКИ НОСИЛИ ПАЦИЕНТОВ ДО ПАЛАТЫ НА РУКАХ»

– Если говорить о перемещениях не внутри региона, а за его пределы, как вы решаете, в каких случаях нужно, условно, оставить пациента лечиться на месте, а в каких – направить в другой регион?

– Понятно, что люди выезжают за той медпомощью, которую мы у себя не оказываем. Если мы видим, что какого-то вида медпомощи нет, но она крайне востребована, то начинаем думать, как организовать такое лечение у нас на территории. Например, существует очередь на эндопротезирование за пределами республики, так что планируем развернуть такие мощности у себя.

У нас есть другая история, которой я пока не нашла объяснения. Некоторые жители, даже если операцию можно сделать в Якутии, все равно уезжают в Китай или Южную Корею. Аргументы – другой уровень медицинского обслуживания, другой стандарт первичной медпомощи, а мы только-только начинаем его внедрять. И даже если у человека нет денег, он все равно стремится уехать лечиться в Корею.

– Даже не в Москву?

– Вот именно, что нет. Начинается сбор средств в социальных сетях. Желание человека, конечно, понять можно, но в результате такого сбора средств складывается впечатление, что у нас медицина не развита, ее авторитет размывается. Хотя часто люди, вернувшись из Кореи, приходят долечиваться к нашим докторам.

Кроме того, население юга Якутии традиционно предпочитает ездить лечиться в Амурскую область. Им так удобнее логистически, а кроме того, есть и недоверие к местным специалистам. Но это в любом случае деньги нашего территориального фонда ОМС, так что за этих пациентов мы боремся. Например, в Нерюнгри недавно открыли современный медцентр – с КТ, МРТ, ангиографом, рядом есть гостиница, поезд. Посмотрим, как это повлияет на передвижение граждан.

– Некоторые регионы сейчас столкнулись с еще одной проблемой – замыслили стройки по онкопрограмме, но пандемия изменила эти планы и заставила перенаправить средства. Как вам удалось в этой обстановке найти деньги?

 – Да, получилось так, что в «ковидный» год нам не только пришлось формировать практически с нуля инфекционную инфраструктуру, но и начинать сразу две крупные стройки. Это кардиоцентр, который строится по программе развития Дальнего Востока и должен быть введен в эксплуатацию до конца года, и онкодиспансер, с которым вышла особая история. Раньше он находился в помещении бывшего общежития и для качественного оказания помощи был не приспособлен. Представьте, наши медики носили прооперированных пациентов практически на руках до палаты. И каждый раз решение вопроса о стройке откладывалось. Поэтому ревизию службы здравоохранения глава республики Айсен Николаев начал именно с диспансера. Там к нему подошла женщина и спросила, как же она сможет лечиться в таких условиях. После этой встречи дело пошло очень быстро: за две недели мы нашли временное здание, перевезли туда онкодиспансер, параллельно начали проектировать новый объект. В части финансирования нас очень поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратившись напрямую в Минфин с просьбой выделить средства.

«НАЗОВИТЕ ЭТО АУТСОРСИНГОМ ИЛИ ЛИЗИНГОМ КАДРОВ»

– Где планируете брать кадры?

– Кадровая проблема у нас одна из насущных, концептуальных, поэтому еще до того, как появились финальные параметры строек, мы начинали готовить специалистов на месте, а также проводить работу по привлечению кадров из других регионов. Мы заинтересованы в высококлассных специалистах, и нам есть что предложить, помимо зарплаты, – работа в современных центрах, оснащенных по последнему слову техники. В некоторых аспектах мы даже опережаем федеральные стандарты оснащения.

– В конце 2019 года Москва предложила всем регионам закупки медоборудования по контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Заявок было много, но в итоге очень немногие регионы на эксперимент решились. Вы этот механизм рассматривали?

– Мы его не могли не рассматривать, поскольку он нам казался одним из самых эффективных. Но, как выяснилось, не для нас. По большому счету, механизм КЖЦ годен только для регионов с большой численностью населения. Мы были бы готовы работать, нам было бы значительно проще в этом формате работать, но, к сожалению, нас мало. Например, мы хотим получить федеральную поддержку развития неонатального скрининга в перинатальном центре. Но добиться этой поддержки не можем, потому что это невыгодно с точки зрения эксплуатации тест-систем. Палетка, например, рассчитана на 900 тестов, а у нас их будет 100. Так что тут один путь – самостоятельно, за счет региона, это направление развивать.

Многие медицинские технологии рассчитаны на субъекты и объемы, которые больше, чем мы можем себе позволить, и это тоже нас сдерживает. С ПЭТ та же история. Если мы поставим томограф, то, образно говоря, все деньги здравоохранения у нас уйдут на его содержание и обслуживание. Финансирования нам хватает, но мы все-таки не ХМАО.

– К слову, про онкологическую помощь. Хватает ли вам средств ОМС на химиотерапию или все-таки приходится дофинансировать направление из бюджета?

– У нас нет проблем с выделением дополнительных денег, но и тарифы у нас, по моему мнению, достаточные. Поэтому вся онкопомощь полностью в бюджете ТФОМС, мы иногда даже не успеваем осваивать все деньги. Кроме того, есть поддержка в виде нацпроекта «Здравоохранение». Мы организовали центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) на базе поликлиник, причем это вовсе не стало такой проблемой, как ее преподносят в некоторых регионах. Средств, выделенных на амбулаторную онкологическую помощь, нам хватило на реализацию проектов «Онкопоиск» и «Онкоскрининг». Когда мы объявили о старте программы, выстроились очереди из желающих сдать анализ на онкомаркеры. И, нужно отметить, первичную выявляемость мы сразу подняли, и она была выше, чем после обычной диспансеризации.

– А как интегрированы в систему здравоохранения Якутии частные клиники?

– Сегодня практически все частные клиники, которые участвуют в системе ОМС, в большей степени выступают в качестве посредников, потому что никто из них не имеет серьезного оборудования и стационаров. Кроме того, никто из частников не готов брать на себя те направления, которые не приносят денег и фактически являются социальной нагрузкой. Однажды к нам приехали индийские инвесторы и, увидев, как мы проводим онкоскрининг, захотели приобщиться к этому делу. Поехали посмотреть, как все устроено, но в итоге доехали только до ближайшего улуса. Несмотря на все наши уговоры и предложения, уехали, поскольку не увидели в этом финансовую выгоду.

– Есть, на ваш взгляд, какие-то конкретные медицинские направления, которые частные инвесторы могли бы реализовать в регионе?

– Реабилитация. Нам было бы также полезно централизовать лаборатории, службу скорой помощи, но частники на это не пойдут, потому что это, как я уже сказала, невыгодно. У меня есть другая идея, которую пока никто не реализовал, – аутсорсинг кадров для медорганизаций.

– Как это?

– Назовите это аутсорсингом или лизингом кадров. Дайте мне, условно говоря, подготовленную группу медиков, которая отработает определенный период на каком-то объекте. За такую историю мы бы схватились одними из первых. Сегодня в основном с чем все приходят к нам? ПЭТ, МРТ, КТ, высокотехнологичная медпомощь, лаборатории и так далее. А нам нужны кадры.

– Говоря о привлечении частных операторов, нельзя не вспомнить тему долговременного ухода за пожилыми людьми.

– В этой теме мы точно станем пионерами, поскольку мы – первый регион, где тариф ОМС и бюджетное финансирование объединены для медико-социальной помощи людям старшего поколения. Эта возможность отражена в специальном республиканском законе. То есть часть коек будет носить медицинский характер – ОМС, а часть будет социального назначения и паллиативного ухода. С такой схемой инвесторам будет интереснее к нам заходить. Сейчас ведем переговоры с «Опекой» Алексея Маврина по этому поводу.

– Насколько жители Якутии готовы отдавать родственников в такие организации?

– Люди готовы. В этом году было очень много обращений по поводу того, куда положить родителей, а по сути-то и некуда. Конечно, мы в этом году расширили паллиативный коечный фонд, но с учетом того, что у нас все дома престарелых старые, скученность большая, решили пойти на ГЧП с иногородней частной компанией, за что уже получили порцию критики. Тем не менее я считаю, что в России есть такие примеры и форматы, которые не нужно придумывать заново, проще взять готовую практику и реализовать на своей территории.

– Сейчас Минтруд разрабатывает лицензионные требования к таким организациям. Не все согласны с тем, что лицензия вообще нужна в этой сфере. А вы как думаете?

– Стандарты оказания такой помощи существуют. Лицензия тоже должна быть. Ее надо воспринимать не как ограничение, а как допуск к деятельности. Кто, как правило, организует дом престарелых? Люди, которые хотя бы имеют об этом представление. Кто эти люди? Эти люди в основном экс-руководители аналогичных домов престарелых. Откуда у них компетенции? Зачастую из советского «вчера». Нам же нужны знания, компетенции и современный подход к организации процесса. И подтвердить их наличие можно только через лицензирование.

якутия, балабкина, губернаторы, айсен николаев
Источник: Vademecum №5, 2021

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении