27 Июля 2024 Суббота

Склеила сласти: Москва собирает в регионах закупки медтехники по КЖЦ
Михаил Мыльников Мединдустрия
9 марта 2020, 4:18
Фото: mit.edu
10239

В середине января 2020 года подведомственное Департаменту здравоохранения Москвы ГАУ «Гормедтехника» предложило регионам принять участие в совместных закупках медицинского оборудования по контрактам жизненного цикла (КЖЦ). ДЗМ посулил потенциальным заказчикам двукратное снижение цены, сокращение простоя медтехники до одного дня, а заодно избавление от мучений по проведению тендеров на техобслуживание и ремонт оборудования на десятилетие вперед. Vademecum выяснил, как регионы отреагировали на предложение Москвы и есть ли у КЖЦ перспективы за пределами МКАД.

Согласно представленной «Гормедтехникой» концепции, всем регионам страны предлагалось принять участие в закупках компьютерных томографов, маммографов, U- и С-дуг, ОФЭКТ, УЗИ и рентгеновских аппаратов. Ключевое из декларируемых инициаторами коллективной закупки преимуществ – заключение взамен отдельных краткосрочных контрактов на покупку, сервис, техобслуживание, обучение и ремонт одного единственного КЖЦ на 10–13 лет. Тендер предлагалось проводить в форме конкурса по 223-ФЗ, позволяющего установить дополнительные требования к участникам и избавиться от диктуемой 44-ФЗ практики определения победителя по заявке с наименьшей предложенной ценой.

Подрядчик же должен заключить контракты с каждым из регионов, поставить необходимое оборудование с расширенным до четырех лет гарантийным сроком, провести обучение и настройку, а также обеспечить работоспособность медтехники с периодом простоя не более девяти дней в квартал на протяжении шести лет с момента истечения гарантии. Чтобы завлечь в пул не особенно богатых региональных закупщиков, Москва предложила рассрочку при оплате поставки непосредственно техники на первые три года с момента заключения контракта, но с ростом размера ежегодных выплат на ставку рефинансирования ЦБ.

ДЗМ есть на что опереться: в ноябре-декабре 2019 года московские власти подобным образом разыграли 12 конкурсов на 101 МРТ, 116 КТ и 42 ангиографа с 10-летним горизонтом сервисного обслуживания. «Формат КЖЦ позволяет нам иметь гарантию того, что техника будет регулярно обслуживаться: город платит только за работающее оборудование. Кроме того, впервые участие в торгах принимают только непосредственные производители, что позволяет серьезно снизить цену. На сегодняшний день прошли торги на 40 ангиографов, 52 аппарата КТ и 101 аппарат МРТ. Начальная максимальная цена контракта составляла 28,2 млрд рублей, в ходе торгов цена в среднем была снижена на рекордные 30–50% и в итоге составила 16,6 млрд рублей», – расписывала прелести схемы вице-мэр Москвы Анастасия Ракова в декабре 2019 года.

Удельный вес предлагаемой участником цены оборудования и сервиса при определении победителя тендера составлял 70%. Еще по 10 баллов претенденту добавляло наличие в активе собственного производства и не менее пяти контрактов на выполнение КЖЦ. По 3 балла давали понижающий коэффициент к индексации стоимости сервиса и ключевой ставки, еще 4 – снижение времени простоя.

Изначально речь шла о девяти днях в квартал, однако на первых двух конкурсах по ангиографам срок простоя был сокращен участниками до четырех дней, а затем, на тендерах по КТ и МРТ, – вовсе до одного дня. Потому вполне логично, что трое из четырех победителей представляли непосредственно мейджоров – Siemens Healthineers (8,085 млрд рублей), Philips (5,088 млрд рублей) и GE Healthcare (2,601 млрд рублей). Четвертым участником стал российский партнер Canon Medical Systems – ГК «Р-Фарм» Алексея Репика, заключившая контракты на 2,897 млрд рублей.

Без шероховатостей, понятно, тоже не обошлось: один из конкурсов на поставку за 2 млрд рублей 25 КТ пришлось отменить из-за ошибок в тендерной документации. Но в целом эксперимент с КЖЦ Москве удался. Более того, чтобы впечатлить потенциальных участников грядущего коллективного тендера, в одну из своих декабрьских закупок ангиографов ДЗМ авансом включил Пермский край, в итоге ГКБ № 4 Перми заплатила за аппарат с 10-летним сроком сервиса 63,9 млн рублей вместо изначальных 126,8 млн.

ПУЛ ИЗ-ПОД КОЛЕС

Дедлайн приема заявок с мест на участие в совместных с Москвой закупках закончился в середине февраля 2020 года.

«На сегодняшний день к нам за получением информации, для того чтобы ее обдумать, обратились 34 региона. Шесть регионов уже прислали свои заявки и списки – они выйдут на закупки вместе с нами. Это Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская, Свердловская, Кемеровская области и Пермский край, – рассказала Vademecum генеральный директор ГАУ «Гормедтехника» Ирина Рыбальченко. – В ближайшее время мы объявим торги на рентгеновские аппараты, маммографы, УЗИ, U- и C-дуги. Ориентировочная сумма контрактов – около 10 млрд рублей».

«Заключение контрактов по КЖЦ – перспективное направление, поскольку они предполагают ответственность поставщика за бесперебойную работу дорогостоящего медоборудования. А унифицированная линейка упрощает взаимодействие специалистов разных учреждений, позволяет стандартизировать протоколы исследований», – пояснили Vademecum свой интерес представители Тульской области. По словам сотрудников аппарата свердловского губернатора Евгения Куйвашева, для реализации предложенной ДЗМ схемы был подготовлен проект соглашения правительством Москвы о совместном конкурсе, а в медучреждения области были направлены запросы на потребность в указанном медоборудовании.Часть приглашенных регионов пока решили от кооперации воздержаться. Одной из причин, по словам собеседников Vademecum, стали требования Закона о контрактной системе. Суть в том, что Москва проводила совместные торги с Пермью по ФЗ-223, а данный механизм применим только для автономных учреждений: у регионов такой опции может и не оказаться. Да и самой Москве для того, чтобы обойти это ограничение, пришлось в августе 2019 года присвоить «Гормедтехнике» статус государственного автономного учреждения.

Еще одна проблема – отсутствие средств на закупку. В соответствии с 223-ФЗ, медицинские организации могут распоряжаться лишь теми деньгами, которые они зарабатывают сами – например, оказывая платные медуслуги. И у большинства региональных медучреждений доходы по этой статье, мягко говоря, скромны – на дорогие покупки их точно не хватит. Следует заметить, что и в Москве, и в Перми власти выделяли медучреждениям для оплаты КЖЦ целевые субсидии из региональных бюджетов.

За тем, как эксплуатируется задействованный Москвой механизм коллективных торгов, следят и в ФАС. «Законодательством о закупках не предусмотрены ограничения в отношении установления в закупочной документации требований к месту оказания услуг, заказчики самостоятельно формируют лоты закупки по территориальному признаку, исходя из своих потребностей, главное, чтобы такое установление не ограничивало число возможных участников закупки», – говорит начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов, добавляя, что ведомство, в случае поступления жалоб, готово провести детальный анализ торгов.

БУКИ ЗАКОНОВ

Устранить избыточные препоны при проведении закупок по 223-ФЗ должно было январское постановление Правительства РФ, разрешившее закупку медицинского оборудования в формате КЖЦ по 44-ФЗ. В актуальную редакцию постановления Правительства РФ №1087 вошли не только КТ, МРТ и рентгеновские аппараты, но и микроскопы, стерилизаторы, наркозные аппараты и дыхательное оборудование.

Но это послабление помогло далеко не всем.

«В связи с ограниченным выделением бюджетных средств и со значительным увеличением стоимости оборудования проведение совместных закупок медицинского оборудования по 44-ФЗ по контрактам жизненного цикла не планируется», – заявили Vademecum в правительстве Воронежской области.

Более того, даже если осуществить закупку за счет местного бюджета, то сервис оборудования медучреждениям придется оплачивать за счет средств ОМС, отмечают собеседники Vademecum. Например, в Москве техника по КЖЦ поставлялась медучреждениям в аренду, при этом арендная плата, равная стоимости сервиса, должна будет выплачиваться медучреждениями из средств, получаемых за оказание медпомощи по программе госгарантий.

«Поставка, установка, монтаж и гарантийное обслуживание в течение предусмотренного контрактом срока возможны за счет средств областного бюджета. Но КЖЦ рассчитан на 7–10 лет, а значит, оставшийся период времени именно техническое обслуживание и сопутствующие услуги необходимо оплачивать за счет средств ОМС. Поэтому данное направление требует более тщательной проработки с ФОМС и с Минфином региона», – пояснили Vademecum свою осторожную позицию в Минздраве Челябинской области.

Есть и другие вопросы, касающиеся самой модели коллективной закупки медтехники. «Формирование больших лотов, с одной стороны, обеспечивает экономию средств, а с другой – слишком унифицированные критерии закупок могут не учитывать клиническую специфику медицинских учреждений на местах», – делятся опытом участия в московских конкурсах по КЖЦ в GE Healthcare. Например, в тендерах на поставку томографов двукратное снижение стоимости медоборудования произошло не столько благодаря конкуренции, сколько из-за внесения изменений в конкурсную документацию, касающихся оценки качественных характеристик техники. В результате к отгрузке по КЖЦ были законтрактованы не самые прорывные модели. А поскольку торги проводит сторонняя организация, то и прямых механизмов влияния на специфические параметры закупаемого продукта у больниц в ходе работы конкурсной комиссии нет.

Тем не менее, как показал мониторинг Vademecum, окончательно и бесповоротно от участия в совместных закупках регионы не отказались. С точки зрения областных властей будет логично перенять московский опыт, а потом проводить закупки по КЖЦ самим. При этом перед ними стоит дилемма: либо переводить медорганизации в форму государственного автономного учреждения, что входит в полномочия региона, и разыгрывать тендеры по 223-ФЗ, либо ждать изменений в 44-ФЗ, разрешающих проводить закупки по КЖЦ в форме конкурса.

«Я думаю, что будет ставиться вопрос по внесению дополнений в федеральное законодательство по контрактам жизненного цикла. Эта тема сейчас прорабатывается, – считает Ирина Рыбальченко, подчеркивая, что даже в этом случае практика коллективных закупок будет выгодна субъектам. – Регионам работать с Москвой интересно, потому что у нас крупные закупки. Сколько регион будет покупать ангиографов? Один или два. А у нас сразу идут десятки. И им, конечно, с одним аппаратом лучше присоединиться к нашей закупке и получить оптовую скидку».

ЦИКЛ-ШАПИТО

Опрошенные Vademecum поставщики медтехники московский эксперимент, естественно, приветствуют. «Для производителя оборудования преимущества прямой поставки очевидны: быстрое взаимодействие по всем вопросам с конечным пользователем, гарантированный денежный поток, – говорит генеральный директор Siemens Healthineers в России и Центральной Азии Светлана Гербель. – Для заказчика уменьшается не только закупочная цена, но и стоимость владения парком оборудования в долгосрочной перспективе».

Вместе с тем маржинальность КЖЦ в России пока сложно оценить даже производителям. «Точный ответ на этот вопрос можно будет дать не менее чем через год работы, а пока – только прогнозировать экономические показатели, однако такие прогнозы могут оказаться неточными», – замечает руководитель проектов консалтинговой практики Philips Анна Кудрявцева, добавляя, что пока заключены лишь первые контракты, а техника еще не установлена.

КЖЦ, впрочем, может оказаться для медучреждений дороже, чем просто поставка по отдельному контракту, краткосрочные тендеры на техобслуживание и ремонт небольших поломок, поскольку включает в себя страховое покрытие выхода оборудования из строя, а также учитывает долгосрочные риски – например, изменение валютного курса, инфляцию.

«Эти риски закладываются любым производителем или поставщиком в цену, чтобы избежать неисполнения условий контракта», – подчеркивает Олег Костин, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Дельрус», одного из лидеров отечественного рынка медоборудования и сервисных услуг.

Модель КЖЦ на российском рынке пока считается рискованной в принципе: заказчик должен быть уверен, что поставщик сможет установить оборудование, обучить персонал, вовремя осуществлять сервис. Нивелировать эти риски можно, если включить в условия конкурса четкие критерии, позволяющие заказчику подтвердить состоятельность потенциального контрагента. «На наш взгляд, среди таких критериев должен быть штат квалифицированных инженеров, call-центр или служба клиентского сервиса, локальный склад запчастей, а также другие условия и ресурсы, которые обеспечат скорость и качество предоставления сервисных услуг», – перечисляют в GE Heathcare. Однако ФЗ-44 не позволяет определять победителя тендера, исходя из паритетного сравнения вышеупомянутых компетенций участников. Более того, поскольку закупка унифицирована, сложно говорить и о возможности поставки на российский рынок прогрессивных решений, которые сейчас разрабатывают мейджоры – за время исполнения КЖЦ технологии могут сильно уйти вперед.

«Пока не наработана существенная практика поставок медоборудования по КЖЦ, неизбежно будут возникать вопросы и проблемы, – считает Олег Костин. – Например, нет механизмов бюджетного обеспечения контрактов, рассчитанных на длительный срок реализации. Не совсем ясно, как корректно распределить ответственность и обеспечить функционирование в случае, когда оборудование повреждается по вине пользователя. Эти и другие подобные вопросы только предстоит решить».

кжц, контракт жизненного цикла, москва, дзм, гормедтехника, севрис, сервис медоборудования, техобслуживание, рыбальченко, ракова, ge, philips, siemens, р-фарм, репик
Источник: Vademecum №1, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении