27 Июля 2024 Суббота

Вице-премьер Удмуртии о региональном здравоохранении: «Без конца тушить пожары ручным управлением не получится»
Дмитрий Камаев Мединдустрия
12 декабря 2022, 12:33
Эльвира Пинчук, вице-премьер Удмуртской Республики
Фото: личный архив Эльвиры Пинчук
3436

Тревоги и чаяния региональных чиновников, отвечающих за функционирование системы здравоохранения той или иной территории, похожи. На контроле у губернаторов и их подчиненных – профильных заместителей и руководителей минздравов – реализация национальных программ, выполнение целевых показателей по снижению заболеваемости и смертности, обновление медицинской инфраструктуры, ресурсное и кадровое обеспечение подведомственных клиник. Однако всегда есть нюансы – географические особенности и финансовые возможности региона, сыгранность команды менеджеров и умение расставлять приоритеты. Vademecum поговорил с вице-премьером Удмуртской Республики Эльвирой Пинчук, пришедшей на этот пост два года назад из частной сети клиник «Доктор плюс», о том, как она себя чувствует в роли государственного управленца и какие средства выбирает для достижения поставленных целей.

«ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЖАЛИ НА ПОВЕРХНОСТИ»

– После перехода в государственную систему здравоохранения Удмуртии в 2020 году вы сразу объявили о необходимости аудита республиканской медицины. С чем было связано это намерение, что показала ревизия?

– Когда мы только обсуждали с Александром Владимировичем [главой Удмуртской Республики Александром Бречаловым. – Vademecum], что станет первым шагом после того, как я приду работать в его команду, мы оба согласились с необходимостью провести своего рода аудит всей системы регионального здравоохранения. Но когда я приступила к работе, стало очевидно, что потребности в таком аудите нет – все проблемы лежали на поверхности. Тратить несколько миллионов рублей на проведение независимой оценки мы в итоге посчитали неоправданной тратой. Ключевые проблемы, мне кажется, не только в Удмуртии, – это кадровый дефицит и увеличение себестоимости оказания медицинской помощи, опережающее рост финансирования здравоохранения.

– Как вы подступились к решению этих проблем?

– Я пришла в систему в непростой исторический момент – в самый разгар пандемии COVID-19. Нам пришлось научиться оперативно разворачивать «ковидные» госпитали, закупать аппараты ИВЛ, решать вопросы с поставками кислорода. Однако пандемия вскрыла много других вопросов, которые стояли раньше не так остро, поэтому параллельно и на фоне эпидемии мы запустили процессы модернизации системы.

– Какие вопросы оказались самыми острыми?

– В тот период усугубился кадровый дефицит, из-за того что большое количество врачей перешли работать в инфекционные госпитали, кроме того, мы зафиксировали значительный отток в столицы, где предлагали более выгодные условия труда.

– И какое решение вы нашли?

– Помимо федеральных мер, мы использовали альтернативные способы привлечения медиков. Один из них – профориентационные форумы для студентов соседних регионов. Раньше к нам приезжали рекруты из Перми, Татарстана, Кировской области и зазывали наших выпускников к себе, но мы пошли дальше и решили не просто привозить их выпускников к себе, а организовать форум, где рассказали о наших клиниках и возможностях, о самой Удмуртии. Более 10% участников по итогам форума выразили желание поработать у нас. Мы видим потенциал в таких неформальных подходах.

– А федеральные меры поддержки кадрового потенциала отрасли у вас работают?

– За последнее время ситуация с кадрами в республике значительно улучшилась. Прирост по врачам за два года у нас составил 628 человек, среднего медперсонала – 1 022 человека. Востребованы у медиков программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», а также наша региональная программа социальной поддержки медработников – это выплаты по 500 тысяч и 300 тысяч рублей врачам и медсестрам соответственно.

Немаловажным фактором при трудоустройстве, и об этом говорят сами специалисты, является микроклимат в коллективе и помощь молодому специалисту в такой «акклиматизации».

Как-то раз на неформальном чаепитии с коллективом одной из районных больниц я озвучила эту мысль, на что одна из сотрудниц заметила: «Послушайте, мне никто не помогал. Я 30 лет назад сюда приехала и как-то сама все это время справлялась». Понять, почему так произошло в случае с этим врачом, можно, но так быть не должно.

Свежие кадры надо не просто формально принять в коллектив, но непременно оказывать им поддержку и внимание.

«ДАЖЕ ИЗ САМЫХ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ПАЦИЕНТА МОЖНО ТРАНСПОРТИРОВАТЬ ЗА ЧАС»

– Ставки каких узких специалистов у вас остаются незакрытыми – в первичном, стационарном звене?

– В первичном звене есть нехватка таких специалистов, как офтальмологи, неврологи, анестезиологи. Мы сталкиваемся с жалобами жителей как раз на невозможность записаться к какому-то узкому специалисту, иногда мы решаем вопрос в ручном режиме, чтобы не допускать форс-мажоров. Но говорить о системной проблеме не приходится: мы ввели еженедельный анализ обращений жителей, которые не могут попасть к определенному специалисту.

– Ручное управление лучше, чем вообще его отсутствие, но все-таки системная кадровая работа выстраивается?

– Если условно откатиться на полтора года назад и вспомнить мои первые шаги в должности, конечно, в регионе было на 90% ручное управление в принятии решений. Но спустя два года систему удалось отстроить, изменить к лучшему, и это меня мотивирует. Никакое ручное управление, ни один человек не способны без конца точечно тушить пожары. Мы стремимся к систематизации нашей работы на 100% там, где это возможно.

– Около года назад мы разговаривали с зампредседателя правительства Якутии Ольгой Балабкиной, и она, в частности, призналась, что многие решения в здравоохранении региона зависят от размеров территории. Есть у Удмуртии подобные черты, особенности, которые бы стоило учитывать?

– Удмуртия как раз, наоборот, компактный регион: даже из самых отдаленных районов пациента транспортировать санавиацией можно за один час. В основном наши усилия направлены на развитие сети медучреждений. У нас в этом году получилось городскую поликлинику №8 перевести в новое здание, кроме того, до конца этого года мы планируем сдать еще две поликлиники – в Воткинске и Можге. Что касается региональных особенностей состояния здоровья наших жителей, то здесь мы, к сожалению, наблюдаем естественную убыль населения. Безусловно, демографический аспект для всего правительства Удмуртской Республики имеет первостепенное значение. Мы работаем над снижением показателей уровня смертности разных групп населения: уже добились положительных результатов в младенческой группе, теперь работаем по трудоспособному населению.

С начала этого года, в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, в республике зафиксировано снижение смертности на 20% по всем основным причинам: от болезней системы кровообращения на 5,9%, туберкулеза – на 38,4%, болезней органов дыхания – на 29,5% и других. База для снижения смертности трудоспособного населения – качественное проведение профилактических мероприятий и диспансерное наблюдение. В 2022 году мы планируем проверить состояние здоровья более 300 тысяч человек. Профилактические медосмотры пройдут более 94 тысяч граждан, а углубленную диспансеризацию – порядка 90 тысяч человек.

«МЫ СМОГЛИ ДОНЕСТИ ДО ЛЮДЕЙ: ЕСЛИ ЧТО-ТО ИДЕТ НЕ ТАК, СООБЩАЙТЕ»

– В России активно идет модернизация первичного звена здравоохранения. Многие регионы докладывают о результатах выполнения программы, заявляя о количестве построенных и переоснащенных объектов, закупленных автомобилей. А в чем вы бы измерили эффективность этой работы?

– Оснащение – важная составляющая, так что я тоже немного расскажу об этом. За последние два года в больницы Удмуртии закуплено более 200 единиц оборудования, включая 67 аппаратов для лучевой диагностики, – это КТ, МРТ, маммографы, рентгены и флюорографы. В некоторые наши районные больницы такое оборудование поступило впервые. Полностью обновили автопарк районных больниц. Но главное не только количество оборудования, а то, что оно дает – новый уровень доступности первичной медпомощи для населения, и именно от пациентов и их родных, в первую очередь, мы ждем обратной связи.

Сегодня мы добились того, что в каждом нашем медучреждении есть специалист, который занимается не просто точечной отработкой обращений, но и систематизирует информацию и передает это все в Минздрав. Мы занимаем проактивную позицию, призываем не скрывать проблемы и информировать нас о ситуации на местах. За два года, как мне кажется, мы смогли донести до людей простую мысль: если что-то идет не так, обязательно сообщайте любым удобным способом – оставляйте сообщение на горячей линии Минздрава, выкладывайте в соцсети, оставляйте комментарии.

– Вы считаете, что перестройка системы должна идти по пути пациентоориентированности?

– Собирать и обрабатывать обращения, поддерживать обратную связь, вести социальные сети – рутинная работа, но у меня есть силы и желание этим заниматься, потому что шанс помочь конкретному человеку – большая ценность. Зачастую пациенты пишут нам, оставляют комментарии и не надеются получить ответ или боятся получить отписку. Но мы поставили перед собой задачу перенастроить эти процессы. Ведь человеческое, доброжелательное отношение медперсонала к гражданам не менее важно в первичном звене, чем само наличие кадров. Эти ценности сегодня транслируются федеральным Минздравом, и мы всецело их поддерживаем.

Вы говорите, что соседние регионы пытались переманивать у вас кадры, а пациентов переманивают? Что у вас с межтерриториальными расчетами? Нужно ли как-то решать эти проблемы?

– На первом месте по исходящей межтерриториальной медпомощи находится профиль «травматология и ортопедия» – пациенты уезжают в основном в Кировскую область, где есть большой профильный центр. Конечно, для меня и для всей команды это является вызовом.

В Удмуртию жители других регионов едут, чтобы получить помощь по профилям «акушерство-гинекология», «онкология», «отоларингология», «урология», «хирургия». В основном приезжие лечатся в нашем ведущем учреждении – Первой Республиканской клинической больнице и ее структурном подразделении – Перинатальном центре. С другой стороны, мы приблизили к населению ПЭТ-КТ, открыли центр ядерной медицины. Кроме того, в 2022 году впервые за последние 10 лет бюджет Удмуртской Республики профинансировал дополнительно оказание ВМП на 106,6 млн рублей, из которых большая часть уйдет на сердечно-сосудистую хирургию. В этом году на оказание ВМП нам выделено 5 498 квот, в 2021 году их было гораздо меньше – 4 807.

Стоит заметить, что в 2020 году те объемы, которые мы оплачивали другим регионам за своих жителей, превышали «входящий» поток в два раза, но в первый же год моей работы ситуацию удалось переломить и оказать медпомощь на большую сумму, чем мы оказались должны другим субъектам. По итогам десяти месяцев 2022 года предварительно мы идем с такой же динамикой.

– Вы упомянули, что начали настройку маршрутизации пациентов внутри самого региона. Что вы имели в виду?

– Например, мы решили сократить инфекционный коечный фонд, потому что столько мест нам сейчас не требуется. Тема реорганизации как среди населения, так и врачей – не самая популярная, но необходимость в этих решениях назрела давно. Мы закрыли детское инфекционное отделение ижевской Городской клинической больницы №6 и будем перенаправлять детей в профильную республиканскую больницу.

– Больше всего переживают за свое трудоустройство сами медики. Иногда их недовольство оптимизацией приводит даже к отмене проектов, как это было, например, с роддомом в Салавате в 2019 году. Сотрудники без работы не останутся?

– Врачам из ГКБ №6 предложены места в Республиканской инфекционной больнице и в других городских больницах Ижевска, а медсестры и санитарки останутся работать в ГКБ, но в других отделениях, сейчас они проходят профессиональную переподготовку.

«РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНЫ ПОВЫШАЕТ КОНКУРЕНТНОСТЬ»

– Как вы, бывший представитель частного сектора в медицине, относитесь к конкуренции, распределению долей между государственными и частными операторами в реализации терпрограммы ОМС в регионе? Есть ли такой запрос у негосударственных клиник?

– К этому вопросу нужно подходить максимально взвешенно, исходя из интересов пациентов. Нельзя отрицать, что есть примеры, когда частным клиникам удается удачно интегрироваться и покрыть потребность населения в медпомощи – в первичном звене, при оказании экстренной и специализированной помощи.

С одной стороны, частная медицина никогда не заменит государственную – хотя бы потому, что их объемы и возможности несопоставимы. Кроме того, я активный сторонник позиции, в том числе федерального министерства, заключающейся в том, что частная медицина не может исключительно «изюм из булочки» есть. Будьте добры, возьмите еще и прикрепленное население. С другой стороны, развитие частной медицины благоприятно сказывается на всей системе здравоохранения, поскольку повышает конкурентность на рынке.

У нас в республике, например, развита сеть частных центров ЭКО, и по показателям эффективности они не уступают ни одному государственному.

Поэтому впервые при распределении объемов ОМС на 2023 год было решено сделать это равномерно между всеми клиниками, а не как раньше, когда государственные получали больше только из-за своего статуса. Кроме того, сейчас госмедицина стремится к качеству и уровню частных клиник, и, безусловно, сегодня есть запрос на госменеджеров, имеющих опыт работы в бизнес-структурах.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про опыт работы клиники «Доктор плюс» в системе ОМС в Балезинском районе, куда сеть зашла в 2019 году. Какие там были проблемы, как их решили?

– История с открытием клиники в Балезино была больше про вызов самим себе: сможем мы это сделать или нет? Если сравнивать опять же с «булочкой», у этого проекта совсем не было «изюма», только «тесто». Вопрос стоял так: можно хотя бы выйти в ноль по расходам и доходам? И выяснилось, что можно, и даже не просто в ноль, а в плюс.

Но на тот момент был колоссальный запрос от населения Балезинского района на больницу из-за того, что на дорогу до ближайшей ЦРБ нужно было тратить 40–60 минут. Действительно, осталась проблема с привлечением кадров в отдаленные районы, но, насколько я знаю, мои бывшие коллеги вышли из ситуации таким образом – заключили договоры с молодыми специалистами о том, что определенное количество лет они отрабатывают в Балезино, а потом сеть забирает их работать в свои ведущие клиники. Обеспечивают жильем, мотивируют финансово.

– Не так давно Александр Бречалов на одном из совещаний оценил работу системы здравоохранения Удмуртии в целом как «хорошую». Как вы думаете, что ему могло особенно понравиться?

– Думаю, в первую очередь он оценил командную работу. Не секрет, что в момент моего прихода в правительство сотрудники Минздрава и Правительства работали разрозненно, и в решении вопросов здравоохранения нередко требовалось личное участие первых лиц. Такого быть не должно, и мы это исправили. Например, осенью 2021 года во время роста заболеваемости коронавирусной инфекцией мы столкнулись со шквалом жалоб на работу поликлиник, на очереди. В региональном Минздраве на это никак не реагировали, что вызывало еще больший негатив. Я сама стала объезжать поликлиники, общаться с главными врачами, терапевтами, а также с пациентами в очередях. Кстати, хорошая практика для оперативного выявления ошибок. Сейчас подобный контроль проходит регулярно и уже без моего прямого участия.

Здравоохранение – система непрерывных и сложных процессов, но это не значит, что не надо ориентироваться на конкретные результаты. И мой личный KPI состоит в том, чтобы наши пациенты получали медицинскую помощь своевременно и качественно, не сталкиваясь при этом с равнодушием и невнимательным отношением. Звучит амбициозно, но мы очень стараемся этого добиться.

эльвира пинчук, удмуртия, александр бречалов, интервью
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении