Судебное разбирательство началось вокруг начисления зарплаты в размере около 2 млн рублей сотрудникам стационара во время его капремонта в 2021 году. Терфонд потребовал вернуть эти средства как нецелевой расход, однако в больнице решили отстоять свои права в суде.
Все три инстанции, включая кассационную – АС Западно-Сибирского округа, – отклонили иск медучреждения и его учредителя – Министерства здравоохранения Алтайского края. Как заявляли представители больницы, они были вынуждены оплатить труд работников по закону, чтобы сохранить «целостность штата» медорганизации для ее нормального функционирования и сохранения доступности медпомощи для населения. В Минздраве пояснили, что возможности предоставить врачам работу в другом учреждении не было, а сокращение должностей на период проведения капитального ремонта являлось нецелесообразным.
Суды подошли к вопросу формально – с точки зрения соблюдения № 326-ФЗ «Об ОМС» и Правил ОМС. Как считают судебные инстанции, в структуру тарифа ОМС (то, на что можно потратить страховые средства) входит только оплата труда сотрудников, принимающих непосредственное участие в оказании медпомощи. Прибыль, гласят определения, не входит в структуру тарифа, как и расходы, связанные с простоем медицинских организаций.
В кассационной инстанции в качестве дополнительного аргумента приведено письмо Федерального фонда ОМС № 00-10-21-3-06/9225 от 16 июня 2023 года, согласно которому оплата труда сотрудников закрытого на ремонт отделения является «отвлечением средств ОМС», которые могли бы использоваться на оплату медпомощи других подразделений.
Суды, однако, снизили штраф клинике за нецелевое использование средств в 25 раз, учитывая отсутствие умысла в нарушении и несоразмерность штрафа последствиям выявленного нарушения.
Иная позиция судов была во время пандемии COVID-19, когда клиники копили миллионные долги из-за вынужденного простоя либо из-за перепрофилирования в инфекционные стационары. Например, амурской ОДКБ в 2022 году компенсировали за счет ОМС долг 54 млн рублей, сформировавшийся вследствие необходимости выплачивать зарплату, коммунальные услуги и оплачивать страховые взносы. В том случае клиника также оплатила долги за счет текущего финансирования ОМС, однако в связи с особенностями работы клиник во время «ковидных» ограничений сумму со страховой медорганизации все же взыскали.