Участие в исследовании приняли граждане, проживающие в 48 241 домохозяйстве России, всего 112 963 человека старше 16 лет. Росстат не проводил опрос среди людей, проживающих в домах-интернатах, монастырях и долговременно находящихся в больницах. Сбор данных проходил методом личного опроса.
Согласно собранной информации, в государственные медорганизации в 2021 году обращались 96,5% россиян, чаще всего (68,8%) они приходили в детские или взрослые поликлиники. В частные клиники за медпомощью обращались 3,3% опрошенных и 0,1% – к частнопрактикующим специалистам. Уточняется, что помощь по ОМС получили 94,3% россиян, а 4,7% оплачивали услуги по ДМС или из личных средств.
Чаще всего среди причин, по которым респонденты обращались в частные клиники, называли низкое качество медуслуг, которые предоставляются бесплатно (35,3%), длительность ожидания очереди в госучреждениях и/или неудобный график их работы (29,9%), отсутствие специалистов или оборудования в госклиниках (21,3%).
При этом 4% респондентов отметили, что при получении медпомощи в амбулаторных условиях платили за услуги «неофициально»: из этого числа 11,8% «иногда» доплачивали медперсоналу за лечение или обследование, 1,6% – «довольно часто». Никаких доплат не производили 88,6% из всех опрошенных.
Росстат также узнал об удовлетворенности россиян работой поликлиники, к которой они прикреплены: более 40% опрошенных удовлетворены не в полной мере, полностью удовлетворены 39,2%, вообще недовольны работой поликлиники 10,2% респондентов. Чаще всего их не устраивала длительность ожидания в очередях (65,3%), работа врачей-специалистов (60,9%), отсутствие необходимого оборудования и/или препаратов (49,3%), работа участкового врача (31,3%) и условия для ожидания приема врача (26,5%). Не посещают медучреждение, к которому прикреплены, 9,7% респондентов.
Трудности с вызовом скорой помощи в 2021 году испытали 3,8% опрошенных, из них 76,7% пожаловались на долгое ожидание бригады, 24,1% заявили об отсутствии свободной бригады, 16,5% сообщили, что им дали рекомендации вместо приезда скорой и 10,3% не смогли связаться с диспетчером. Не испытывали трудностей 24,1%, а вовсе не вызывали скорую помощь 72,1% участников исследования.
В январе 2020 года Росстат также представил данные исследования «Выборочное наблюдение состояния здоровья населения». Тогда стало известно, что среди опрошенных, обращавшихся за помощью в 2020 году, недовольными работой государственных медучреждений оказались 24%, причем частными клиниками остались не удовлетворены только 8,1%. Чаще остальных свое недовольство высказывали респонденты из Севастополя (54,6%), Калининградской области (47,2%) и Камчатского края (39,4%).