Новые полномочия Минздрава, как указано в пояснительной записке к проекту постановления, ранее не были предусмотрены, но будут содержаться в обновленном федеральном законе №326-ФЗ «Об ОМС».
В частности, по проекту Минздрав будет, как и ФФОМС, устанавливать порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, а также ее финансового обеспечения. Министерство будет также утверждать требования к структуре и содержанию тарифного соглашения – эта функция по 326-ФЗ сейчас возлагается на федеральный фонд.
Также Минздрав сможет принимать нормативные акты, описывающие порядок контроля территориальных фондов над деятельностью страховых медорганизаций (СМО) и медучреждений, а также контроль над использованием СМО и клиник средств ОМС, что тоже относится к полномочиям ФФОМС.
В связи с тем, что с 2021 года федеральные медцентры будут финансироваться обособленно, напрямую из бюджета федерального фонда, министерство получает право утверждать форму и порядок подачи заявки на распределение объемов медпомощи таких клиник. Кроме того, ведомство будет определять порядок направления пациентов в федеральные клиники. Детали такого порядка были опубликованы Минздравом ранее.
Общественное обсуждение проекта постановления продлится до 14 декабря 2020 года.
Законопроект, вносящий изменения в 326-ФЗ, был принят Госдумой 24 ноября. Согласно документу, медорганизации, подведомственные правительству или федеральному органу власти, с 2021 года будут финансироваться напрямую из бюджета ФФОМС, соответственно, фонд получает отдельные функции страховщика для таких медцентров. Всего федклиникам в 2021 году будет выделено 119,4 млрд рублей (объемы были рассчитаны ФФОМС исходя из оказанной медорганизациями помощи в 2019 году).
Кроме того, проектом изменений уменьшается норматив на ведение дела СМО – до 0,8-1,1% от общего объема планового финансирования медпомощи (ранее в пределах 1-2%). Снижение показателя до 0,5-1% в ходе первого чтения вызвало волну возмущения среди страховых организаций, против выступили и в ЦБ РФ, Минфине и Счетной палате, поэтому Правительство РФ ко второму чтению предложило компромиссный вариант в 0,8-1,1%, который устроил Центральный банк.