Второе чтение законопроекта намечено на 18 ноября. Вот что предлагает уточнить комитет:
• Федеральными медицинскими организациями являются медцентры, учредителями которых является Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти.
• В закон возвращается строка о том, что медорганизация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи.
• Исключается, что Федеральный фонд ОМС «устанавливает порядок осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи». Порядок проведения таких мероприятий в федеральных медцентрах устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (то есть Минздрав. – Vademecum).
• Исключается, что ФФОМС является участником ОМС. В этом списке остаются территориальные фонды, страховые медорганизации (СМО) и медорганизации.
•Уточняется, что федеральная медорганизация до 1 сентября (для 2021 года до 25 декабря) подает в ФФОМС заявку на распределение ей объемов медицинской помощи. Форма указанной заявки и порядок ее подачи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а сама организация, подавшая заявку, включается ФФОМС в единый реестр медицинских организаций.
• Застрахованные вправе выбрать медицинскую организацию из числа тех, которые участвуют в реализации территориальных программ (в действующей редакции законопроекта говорится только о территориальной программе того региона, где человек застрахован). В том числе выбрать можно федеральную клинику, но по направлению лечащего врача. Порядок направления опять же устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
• ФФОМС, как и территориальные фонды, ведет раздельный учет по направлениям расходования средств нормированного страхового запаса.
• Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, которым утверждаются тарифы на оплату медицинской помощи, устанавливаются не ФФОМС, а федеральным органом исполнительной власти.
• Исключается, что ФФОМС «осуществляет отдельные полномочия страховщика» для федеральных клиник.
• Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии по разработке программы также исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медпомощи, установленных терпрограммой ОМС. В редакции к первому чтению этот тезис звучит иначе: при распределении объемов учитываются только количество, пол, возраст застрахованных, число прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и потребность населения.
• Из обязанностей СМО исключается проведение медико-экономического контроля.
• Расходы на ведение дела СМО устанавливаются в пределах 0,8-1,1% (ранее в законопроекте – 0,5-1%) от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Этот вариант уже предложило Правительство РФ.
• «Договор на реализацию базовой программы ОМС», по которому должны работать федеральные медцентры, заменяется на «Договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС». Соглашение по-прежнему заключается между ФФОМС и подведомственной федеральной медорганизацией.
• Медорганизация может обжаловать в суде не только заключение территориального фонда по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, но и заключение федерального фонда.
• Вводится новая статья «Информационное обеспечение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам». Учет осуществляется через ГИС ОМС. В статье описываются функции информсистемы, а также порядок ее работы.