В пояснительной записке к законопроекту, принятому в первом чтении 21 октября, говорится, что за счет сокращения этих расходов удастся высвободить до 6,8 млрд рублей до 2023 года.
О том, что ко второму чтению поправок правительство решило изменить диапазон РВД, рассказала в ходе заседания Комитета по охране здоровья Госдумы РФ председатель ФФОМС Елена Чернякова. Она подчеркнула, что лимит в 0,8-1,1% поддержан Центральным банком РФ.
Ранее в ЦБ были против законопроекта – заместитель председателя ведомства Владимир Чистюхин говорил, что при сокращении уровня РВД до 0,8% половина из присутствующих на рынке СМО не смогут продолжать работу, а снижение планки до 0,7% приведет к убыткам для всех компаний.
Против проекта поправок в 326-ФЗ высказались в Счетной палате РФ, Минфине и Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
Одновременно проектом поправок предлагается финансировать федеральные медцентры напрямую из бюджета Федерального фонда ОМС (ФФОМС) без участия СМО, кроме того, из 326-ФЗ исключается тезис о недопустимости отказа в медпомощи.
После ряда негативных отзывов на предлагаемые изменения Елена Чернякова сообщила, что ведомство намерено составить «методические рекомендации или указание», как субъектам определять размер норматива на ведение страхового дела. «Мне кажется, должно быть все [нижние и верхние границы объемов расходов СМО. – Vademecum] обосновано и соответствовать объему выполняемых функций и эффективности расходования средств», – утверждает она.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко не считает изменения «революционными» и отмечает, что бюджет страховых медицинских компаний за последние пять лет вырос на 42%, поскольку за этот период объем финансирования системы ОМС увеличился на столько же.
«Суммарный рост доходов СМО с 2016 года не превысил 28,6%, что находится на уровне, сопоставимом с официальным уровнем инфляции», – ответили на заявления Минздрава в ВСС.
Кроме того, в союзе отмечали, что за указанный период в структуре затрат СМО произошло двукратное увеличение расходной части на обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи и защиту прав застрахованных, а значит, поправки приведут «к коллапсу отрасли, дезорганизации системы здравоохранения, массовому банкротству СМО и как следствие – усиление социальной нестабильности».