«Мне кажется, должно быть все [нижние и верхние границы объемов расходов СМО. – Vademecum] обосновано и соответствовать объему выполняемых функций и эффективности расходования средств. Мы готовы пересмотреть письмо, которое было написано в 2012 году, а вообще это должно быть не письмо, а действительно методические рекомендации или указание о том, как необходимо в субъектах РФ определять размер норматива на ведение страхового дела», – отметила глава ФФОМС в ходе работы круглого стола Комитета Госдумы по охране здоровья, посвященном совершенствованию страховых принципов здравоохранения.
Законопроект, внесенный в Госдуму 30 сентября, предполагает, что расходы СМО на ведение дел сократятся до 0,5–1% от суммы, поступающей в страховую медорганизацию по дифференцированным подушевым нормативам. Сейчас этот показатель составляет 1-2%.
Документ принят в первом чтении, однако после того как против поправок выступили представители страховых компаний, Всероссийский союз страховщиков, Счетная Палата РФ, Минфин и Центральный банк, было объявлено о необходимости обсуждения инициативы на круглом столе.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко предложил также провести встречу, чтобы обсудить функционал СМО. «По полномочиям: четко ограничить и распределить их, кто за что отвечает, в том числе нужно проинформировать страховые компании и запросить от них предложения по совершенствованию системы взаимодействия с пациентом», – сказал он.
Ранее Мурашко и глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс вступили в заочную полемику по поводу поправок. Страховщики высказывали опасения, что поправки приведут к отходу от страховых принципов. Михаил Мурашко тогда отмечал, что Минздрав является «абсолютным сторонником» страховой медицины, поэтому не считает изменения «революционными», а бюджет страховых медицинских компаний за последние пять лет, по его данным, вырос на 42%, поскольку за пять лет объем финансирования системы ОМС увеличился на столько же.
Юргенс же обвинил министра в том, что тот «последовательно вводит общественность в заблуждение в отношении позиции страховых медорганизаций и финансово-экономических параметров законопроекта, а также масштаба изменений в системе страховой медицины, которые затрагивают поправки». По данным ВСС, суммарный рост доходов СМО с 2016 года не превысил 28,6%, что находится на уровне, сопоставимом с официальным уровнем инфляции, а расходы при этом выросли.