20 Мая 2024 Понедельник

«Процедуры должны заканчиваться эффектом, а не перспективой эффекта»
Партнерский материал
Мединдустрия
28 сентября 2020, 8:00
Как косметологическая отрасль возобновляет работу после режима самоизоляции
Фото: https://www.shutterstock.com
2791

Представители бьюти-индустрии рассказывают, как адаптировались к карантинным реалиям, как изменились запросы клиентов косметологических клиник и взаимоотношения «врач-пациент», а также делают осторожные прогнозы о возможных сценариях развития рынка эстетических услуг.

Падение пациентопотока владельцы и управленцы косметологических клиник летом оценивали в 10–20%. «Возможно, появились финансовые ограничения. Но была часть пациентов, настороженно относившихся к ослаблению карантинного режима. В нашей клинике соблюдаются жесткие санитарные меры. Тем не менее часть пациентов, во время карантина уехавших за город, еще не решились покидать свои дома и приезжать в Москву на процедуры», – рассказывала тогда управляющий директор московской Beauty Class Clinic Маргарита Лойе. По словам генерального директора столичной клиники Tori Ольги Лариной, незначительно сократилось число первичных пациентов и в этой клиентской группе примерно на 20% снизился средний чек, в то же время увеличилась доля вторичных посетителей, равно как и суммы, оставляемые ими в клинике. «Доверие к нам сохранилось и даже возросло. Многие вернувшиеся после самоизоляции пациенты говорят: «Мы с вами не виделись месяца два, то, что вы делаете, действительно работает – без посещения косметолога лицо меняется», – описывала настроения пациентов в июле Ольга Ларина.

Главный врач Beauty Class Clinic Лада Терентьева летом также отмечала некоторый спад посещаемости с повысившимся при этом средним чеком. «К сожалению, почти полностью исчез средний класс, люди, которые просто ходили поддерживать себя в тонусе, и осталось два типа пациентов: «эстетически заточенная» группа, для которой хорошо выглядеть – принципиальнейший вопрос, и они всегда найдут возможности для процедур. Вторая группа – состоятельная аудитория, потерявшая три месяца возможностей по уходу за собой, и наверстывающая упущенное», – описывала ситуацию в июле Лада Тереньтева.

Заместитель главного врача уфимского Центра косметологии, пластической и реконструктивной хирургии Ольга Капулер делилась следующими наблюдениями: «В косметологии мы работаем с пациентами со средним уровнем дохода. Показатели посещаемости этих специалистов прибавили примерно 20%, но упал средний чек. Часть пациентов начинают искать более бюджетные альтернативы, спрашивая, к сожалению, про названия продуктов в стиле Ali Express. У нас традиционно значительная доля пациентов, приезжавших на антивозрастные процедуры с Севера, но этим летом все остались на своих местах».

В числе популярных процедур – филлеры, инъекции препарата Ботокса® и процедуры биоревитализации. «Наиболее востребованные – процедуры на губы и Ботокс®», – отмечает Лада Терентьева, добавляя, что сейчас пациенты стремятся одномоментно сделать больше процедур. «Стали более востребованы комплексные программы», – подтверждает главный врач петербургской клиники «Космос» Илья Бендлин. – «Думаю, что это прямое следствие планирования бюджета. Косметологию, конечно, не вычеркнули из необходимых трат. Но пациент хочет точно знать, сколько потратит, четкую стоимость, без разброса цен. В моей практике сейчас много пациентов приходят на комплексные «ежегодные» коррекции филлером. Обычно пик таких процедур случается весной, но «сезон» передвинулся из-за карантина. Также очень популярны долгосрочные биоревитализанты: пациент у нас получает мощную гидратацию с очень хорошей скидкой. И можно делать такую процедуру раз в полгода, а не курс каждые две недели, как при обычной биоревитализации».

На снижение частоты визитов нацелены не только пациенты, но и сами врачи. «Если возможно трехкратную биоревитализацию заменить на одну процедуру другим препаратом, врачи склоняются к такому варианту. Или, например, пациенты с акне – можно выбирать аппаратные методики, чтобы приходить в клинику раз в 7–10 дней, а не через день», – поясняет Ольга Капулер.

Большинство игроков рынка эстетических медуслуг к концу года не ожидают возврата к «докарантинным» показателям посещаемости или вообще пока не берутся планировать. «Мне кажется, и гадалки сейчас прогнозы не делают, – иронизировала Ольга Ларина из клиники Tori. – Думаю, строить сейчас планы на ближайшие три месяца нецелесообразно. К середине сентября появится какая-то ясность с материальным обеспечением каждого из нас, тогда можно будет делать разносценарные прогнозы и просчитывать варианты». Руководитель Beauty Class Clinic Маргарита Лойе склоняется к тому, что просевший поток пациенток в текущем году уже не восстановится до прежнего уровня, а в случае второй волны эпидемии коронавируса и вовсе пропадет. Чуть оптимистичнее настроен Илья Бендлин, предполагающий, что спрос «будет немного меньше», чем годом ранее. «Врачи и клиники должны сосредоточиться на эффективных и комплексных мерах. Процедуры должны заканчиваться эффектом, а не перспективой эффекта. Пациент должен видеть, за что он платит деньги, – рассуждает владелец клиники «Космос». – Возможно, будет отток из дорогих клиник в бюджетные. И, к сожалению, нас ждет отток к «домушникам». Соответственно, через какое-то время появится необходимость убирать нежелательные явления у вернувшихся в легальные клиники пациентов».

Карантин изменил коммуникации не только между косметологами и пациентами, но и перестроил схему кооперации врачей и производителей продуктов.

«Мы, как компания, развивающая диджитал-направление с 2018 года, оказались хорошо подготовлены к виртуальному формату взаимодействия, – отмечает генеральный директор Allergan Aesthetics в России Нина Наследухова. – Помимо теоретической части, врачи проходили и интерактивные обучающие диссекционные кадавер-курсы по анатомии. Кроме этого, компания стала развивать формат междисциплинарных мероприятий: в конце мая, например, прошел обучающий вебинар «Контроль над ситуацией – подготовлен, значит, вооружен: как работать в опасных зонах и минимизировать осложнения». Вебинар провели авторитетные профильные специалисты – пластический хирург, д.м.н., Ирина Хрусталева и косметолог, ведущий эксперт по осложнениям компании Allergan Aesthetics Елена Разумовская.

А 16 сентября прошел II ежегодный симпозиум компании Allergan Science of Aging, в этот раз в онлайн-формате: эксперты – пластические хирурги, дерматокосметологи и молекулярные генетики – из США, Великобритании и Канады представляли последние данные о научных и инновационных разработках в области старения и их потенциальном применении в эстетической медицине. По словам генерального директора GMT Clinic Натальи Гольтяковой, врачи клиники на симпозиуме выделили наиболее интересные блоки о влиянии митохондрий на качество кожи, а также то, как важно при волюметрии учитывать резорбцию костной ткани, а не только движение жировых пакетов и ослабление связочного аппарата.

«Такие мероприятия расширяют сознание и понимание проблемы, – подтверждает врач-косметолог красноярского учебного центра Effi.profi Юлия Попова. – Знания о маркерах старения или жизни митохондрий косметологи сейчас не могут применить на практике, но интересно знать, что такие исследования – попытки понять, как остановить процесс старения – идут. Особенно, учитывая, что тема antiage в нашей стране пока на зачаточном уровне». По ее словам, за полгода новой коронавирусной реальности врачи адаптировались к реалиям, в которых большинство профессиональных конгрессов и конференций проходит дистанционно. 

При этом управленцы клиник отмечают, что на этапе «перехода мира к новой реальности» катастрофически возрос уровень «информационного шума». « «В пиковые периоды карантина на один и тот же день и час могло приходить сразу несколько предложений об участии в онлайн-конференциях, форумах, мастер-классах и прямых эфирах, – поясняет Наталья Гольтякова. – С проблемой выбора из бесконечной череды онлайн-мероприятий наиболее качественных и интересных отчасти помогают справиться наши партнеры – поставщики, уже понимающие, на какие мероприятия нас можно и нужно приглашать. Выстроенные за годы работы отношения и репутация позволяют нам одними из первых получать доступ к топовым мероприятиям индустрии, и мы безусловно ценим это».

Юлия Попова добавляет, что многое зависит и от тематики онлайн-конгрессов: «Если это скорее информативная подача, направленная на расширение кругозора, онлайн-формат хорош, то я могу выделить на это время, погрузиться в тему, когда мне удобно, пересмотреть запись, пролистать слайды. Но онлайн-конференции, где разбирают осложнения, новые методики или препараты – здесь есть ощущение обкраденности, остается неудовлетворение, эти вещи важно обсуждать с коллегами вживую».

Говоря о трендах и работе «в долгую», рассуждает генеральный директор GMT Clinic, формат онлайн-обучения и онлайн-мероприятий – неотъемлемая часть реалий будущего. «Плюсы очевидны – экономия времени на дорогу, бюджетов на организацию и так далее. Но период карантина показал и обратную сторону – я думаю, все ощутили недостаток живого общения, в том числе профессионального, – замечает Наталья Гольтякова. – Но сейчас, когда уже есть возможность встречаться очно, мы безусловно этому рады и открыты к взаимодействию».

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий