Бороться со сверхобъемами в системе ОМС компания «Забайкалмедстрах» начала еще в 2016 году. Тогда она впервые заявила в КС о том, что медорганизации регулярно и успешно взыскивают через арбитраж компенсацию за медпомощь, оказанную сверх объемов, выделенных комиссией по разработке программы ОМС. Истец настаивал, что медучреждения не обращаются заранее в территориальный фонд для увеличения объемов, а доводят дело до суда, в результате чего за сверхобъемы из собственных средств платит страховая компания.
КС ответил, что прежде чем жаловаться на неконституционность положений 326-ФЗ «Об ОМС», надо попытаться отсудить спорные суммы у фонда, и жалобу не принял. Аналогичный ответ «Забайкалмедстрах» получил и в январе 2020 года. Тогда компания обратилась с жалобой на п. 1 ст. 330 ГК РФ, устанавливающий необходимость выплачивать неустойку за неисполнение обязательств по договору. В этом случае тоже шла речь про сверхобъемы – помимо долга, медучреждения взыскивают со страховых медорганизаций (СМО) пени.
Это, считают в «Забайкалмедстрахе», противоречит Конституции РФ в части защиты частной собственности, гарантий судебной защиты прав и свобод. Но КС вновь отказал, отметив, что эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя, а перепроверкой обстоятельств конкретного дела суд заниматься не будет.
Арбитражных дел, связанных со сверхобъемами, у «Забайкалмедстраха» много. Например, в феврале 2019 года Медико-санитарная часть №107 Федерального медико-биологического агентства взыскала с компании 1,02 млн рублей неустойки. Оспорить это решение в апелляции в марте 2020 года ответчику не удалось.
За 2019-2020 годы в отношении «Забайкалмедстраха» находятся в производстве иски от разных медучреждений края на общую сумму 200,5 млн рублей. Самый заметный истец – Клиническая больница «РЖД-Медицина» в Чите, которая подала два иска на сумму более 118 млн рублей. В общей сложности 57,9 млн рублей взыскивает МСЧ №107 ФМБА. Есть претензии и у региональных медучреждений, например, у Краевой больницы №3 (11,4 млн рублей).
По данным Аналитического центра Vademecum, с января 2019 года по май 2020-го клиникам удалось взыскать со СМО более 750 млн рублей за сверхплановую медпомощь по ОМС. Ключевая причина ее возникновения, помимо ошибок в планировании, – нехватка финансирования региональных программ ОМС. Подробнее об этом – в исследовании Vademecum.