Впервые в ФАС обратили внимание на отсутствие единой системы лицензионных требований к медорганизациям в 2013 году – в приказе №121н «Об утверждении требований к организации работ (услуг) <…> при оказании медпомощи» такие требования отсутствовали. Это, сочли в ФАС, нарушает ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП.
В Минздраве на замечания сотрудников службы внимания не обратили. В 2016 году ФАС вынесла ведомству предупреждение, на что министерство пообещало создать рабочую группу.
В марте 2017-го ФАС направила иск в арбитражный суд, который признал законность предписания и решения службы. По решению Комиссии ФАС, Минздраву было предписано разработать требования к соискателям лицензий и лицензиатам до 1 февраля 2018 года. Затем дедлайн был продлен до 30 ноября 2019 года.
Минздрав же попытался оспорить это решение и тоже подал иск в Арбитражный суд Москвы. В суде представители ведомства настаивали на том, что замечания службы учтены в новой редакции приказа №121н, которая была утверждена в марте 2019 года. В документ добавили пункт об организации и выполнении работ при оказании медпомощи. Они должны соответствовать положениям и порядкам оказании медпомощи, которые утверждает Минздрав. Суд, однако, этот аргумент не убедил.
«В связи с уклонением должностных лиц Минздрава России от исполнения своих обязанностей 5 февраля 2020 года составлен протокол по факту нарушения антимонопольного законодательства и в настоящее время рассматривается вопрос наложения взыскания. Новый срок исполнения предписания будет установлен после привлечения виновных к административной ответственности», – пояснил заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Максим Дегтярёв.