Мониторинг Vademecum включал годовые отчеты всех региональных КСП, где среди прочего есть сведения об исполнении бюджетов ТФОМС в 2017-2018 годах. Не все КСП опубликовали данные, но среди 74, сделавших это, сведения о росте расходов на межтерриториальные расчеты и задолженности по этой статье опубликовали аудиторы девяти регионов – Ивановской, Тверской, Курской, Новгородской, Иркутской, Томской, Астраханской областей, Дагестана и Приморского края.
Например, СП Новгородской области обнаружила, что в 2017 году местный ТФОМС потратил на оказание медпомощи жителям региона за его пределами 419,2 млн рублей, то есть на 37,7% больше, чем в 2016-м. В Астраханской области затраты на медобслуживание пациентов из других частей России в 2017 году составили 718,9 млн рублей, а по итогам девяти месяцев 2018 года расходы по той же статье увеличились до 843,6 млн рублей.
В Вологодской области расходы на межтерриториальные расчеты в 2017 году выросли в 1,4 раза – до 559,6 млн рублей. Более половины из них (56,3%) были перечислены медучреждениям Санкт-Петербурга и Москвы. В 2018 году ТФОМС Вологодской области пришлось отдать другим регионам еще больше – 715,1 млн рублей.
Внутренний медицинский туризм влияет на финансирование здравоохранения того региона, из которого выезжают пациенты, делают логичный вывод аудиторы. Например, в Тверской области невыполнение планового объема медпомощи привело к снижению фактического подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС в 2017 году на 2,6%.
Не всегда у регионов есть средства на оплату медпомощи в других регионах. Как указали в КСП Ивановской области, другие регионы задолжали местному ТФОМС в 2017 году 34,1 млн рублей – это в четыре раза больше, чем в 2016 году. Сама Ивановская область за девять месяцев 2018 года перечислила ТФОМС других регионов 387,9 млн рублей. Задолжали соседи и ТФОМС Иркутской области – 38,3 млн рублей в 2017 году.
Ранее Федеральный фонд ОМС выделял регионы, зарабатывающие на обслуживании жителей других субъектов, – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и другие. Как объясняли в фонде, это связано с концентрацией в регионе федеральных учреждений, а также с трудовой миграцией застрахованного населения.
Способность региона привлекать пациентов из других субъектов свидетельствует и о его готовности к экспорту медуслуг. К нему, по данным Минздрава РФ, не готовы 14 регионов – Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Хакасия, Калмыкия, Удмуртия, Чечня, Ненецкий автономный округ, Сахалинская и Магаданская области, Забайкальский край, Еврейская автономная область, а также Крым и Севастополь.