Форум, собравший на одной из центральных площадок «Российской недели здравоохранения» ведущих представителей медицинского и научного сообщества, государственных структур, общественных организаций, промышленников, предпринимателей, экспертов, журналистов – всех тех, кто заинтересован в разумном и эффективном решении вопросов иммунизации, был организован ИД «ФФ Медиа», Национальной ассоциацией специалистов по контролю инфекций (НАСКИ) и Российским научным медицинским обществом терапевтов (РНМОТ).
Партнерами конгресса выступили фармкомпании Pfizer, Sanofi, MSD, «Нацимбио», «Форт», НПО «Микроген» и НПО «Петровакс Фарм».
Открывший конгресс заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой транслировал многочисленной аудитории приветствие главы Минздрава России Вероники Скворцовой: «Борьба с инфекционными заболеваниями – наша общая задача национального масштаба, в этой связи для нас особую важность представляет информирование населения об эффективности вакцинации, которая доступна для детей и взрослых. Иммунопрофилактика – одно из приоритетных направлений государственной политики, в котором особое значение имеет сплоченная работа федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также междисциплинарное взаимодействие медицинских специалистов. Учитывая уровень профессионализма участников мероприятия, уверена, что работа в рамках Всероссийского конгресса будет чрезвычайно плодотворной и в дальнейшем станет доброй традицией».
В продолжение послания министра здравоохранения Сергей Краевой отметил очевидные достижения отрасли – растущие объем и качество производства иммунобиологических продуктов, успехи в локализации иностранных разработок и трансфере технологий, позволяющих выпускать в России современные, отвечающие мировым стандартам вакцины и сыворотки.
Сергей Краевой рассказал о двукратном увеличении охвата вакцинацией против гриппа и снижении заболеваемости в шесть раз. Сложно спорить с тем, что эти результаты были достигнуты исключительно благодаря партнерству государства с капитанами индустрии и серьезным финансовым вливаниям: наполнение Национального календаря прививок, на данный момент включающего профилактику 12 инфекций, в 2018 году обошлось федеральному бюджету более чем в 13 млрд рублей.





Еще более 20 видов прививок по эпидемиологическим показаниям выполняются за счет средств региональных бюджетов, что заметно расширяет территорию иммунопрофилактики. Как отметил Сергей Краевой, один вложенный в предупреждение заболеваний рубль дает стократную экономию на лечении возможных последствий бездеятельности.
Иммунопрофилактический опыт нашей страны востребован далеко за ее пределами: в 2019 году выходит на промышленные мощности реализуемый при поддержке ВОЗ совместный российско-никарагуанский проект MECHNIKOV, о котором участникам конгресса рассказал руководитель ФМБА Владимир Уйба. Параллельный трансфер технологий производства вакцин позволил более чем вдвое сократить сроки реализации проекта – три года вместо семи лет – при ощутимом снижении уровня минимальных предполагаемых затрат до $35 млн, понадобившихся для запуска.





Участники запланированного программой конгресса круглого стола, посвященного импортозамещению и экспорту российских иммунобиологических препаратов, зафиксировали достижения и обсудили перспективу отраслевых проектов. В 2018 году НПО «Петровакс» выпустило квадривалентную противогриппозную вакцину, соответствующую рекомендациям ВОЗ и по полному циклу производящуюся в России.
Вице-президент по исследованиям и регистрации лекарственных препаратов в РФ и за рубежом «Петровакса» Ольга Орехова рассказала коллегам, что компания уже поставляет свою продукцию в 11 стран мира, однако намерена расширять географию и содержание своего экспорта, в том числе и по поставкам противогриппозных вакцин, которые благодаря уникальной адъювантной антиген-сберегающей технологии востребованы в мире и занимают первое место среди российских экспортируемых оригинальных препаратов – объем поставок составляет 1 млрд рублей в год.
О завершении клинических исследований и готовности к выводу на рынок четырехвалентной вакцины от гриппа собственной разработки сообщил заместитель гендиректора завода «Форт» Андрей Ломакин, заметив, что его компания на данный момент полностью закрывает потребности НКПП в противогриппозных вакцинах для детей и на 30% для всего населения.






Модератор круглого стола – директор Института общественного здравоохранения Юрий Крестинский предложил коллегам тему сотрудничества отечественных фармпроизводителей с иностранными компаниями, которые готовы делиться технологиями и локализовать выпуск иммунобиологических препаратов в России. Хорошим примером такого взаимодействия стала кооперация компаний «Нанолек» и Sanofi, которые совместными усилиями предотвратили срыв мероприятий по вакцинации от полиомиелита.
«Через два года после выпуска первой дозы вакцины мы полностью финализировали процесс передачи «Нанолек» технологий, это означает, что все наши вакцины, произведенные в любой стране мира, одинаково эффективны», – заявил по этому поводу генеральный менеджер бизнес-подразделения «Санофи Пастер» Гийом Ошальтер.
На параллельно проходившей сессии, посвященной межсекторальному подходу к иммунизации, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России академик РАН Лейла Намазова-Баранова очень эмоционально говорила о слабой информированности пациентов и, что еще более тревожно, врачей – о возможностях вакцинации как одного из самых эффективных инструментов профилактики заболеваний.




Председатель НАСКИ, главный внештатный эпидемиолог Минздрава России академик Николай Брико выразил уверенность в том, что цифровизация здравоохранения, предусмотренная запускаемым в индустрии нацпроектом, позволит масштабировать и укрепить приверженность вакцинации, убедит профессиональное сообщество, а главное – пациентскую аудиторию, в ее эффективности. Участники дискуссии сошлись во мнении, что тема готовности к профилактике и лечению давно распространилась за границы медицины, став психологической и социальной.




На панельной дискуссии с представителями СМИ речь как раз шла о пропаганде вакцинации. Как адекватно информировать о традициях и новациях профилактических инструментов и кампаний широкую аудиторию? Как нивелировать негатив, возникающий в процессе общественной дискуссии о вакцинации? Как сформировать для общественности и участников рынка актуальную повестку по непростой иммунобиологической тематике? Солидарное мнение участников обсуждения высказал вице-президент НФ «Здоровый Диалог» Алексей Осипов: «Ответы на эти вопросы следует искать всем вместе, думаю, было бы очень полезно создать некую платформу для открытого и равноправного диалога – регуляторов, медиков, организаторов здравоохранения, участников фармрынка, пациентов, журналистов».






Закрывал конгресс круглый стол, посвященный прорывным направлениям иммунизации. Руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний ДНКЦИБ ФМБА Сусанна Харит привела доводы в пользу расширения Нацкалендаря прививок за счет комбинированных вакцин, являющихся, помимо прочего, инструментом оптимизации бюджетных расходов.
Модератор площадки, вице-президент PBN Hill+Knowlton Strategies Алексей Бревнов поддержал тему примерами использования передовых решений в борьбе с эпидемиями гриппа. О массовости этой инфекции, затрагивающей до 15% населения страны, говорила советник директора НИИ гриппа Людмила Цибалова, обращая внимание коллег на высокую стоимость противогриппозных усилий государства: «Затраты ОМС за эпидемический период составили 16,7 млрд рублей».






Формат журнала Vademecum не позволяет привести все озвученные на дискуссионных площадках конгресса мнения, мы зафиксировали лишь настроение и основные идеи участников форума.
Продолжение темы – на Всероссийском конгрессе «Иммунобиологический щит России-2019».
Международный стратегический партнер

Официальные партнеры



Стратегические партнеры


Партнер

При поддержке



