«Пациент-ориентированный подход в здравоохранении основан на принципах гуманистической медицины, отвечает потребностям пациентов и предполагает переход от традиционной модели, когда медицинские работники несут полную ответственность за здоровье пациента и партнерские взаимоотношения с ним», – заявляют авторы декларации.
В документе прописаны пять принципов взаимодействия медработников с пациентами – взаимоуважение, выбор и ответственность, вовлеченность, доступность и открытость.
В частности, пациентов и врачей призывают рационально использовать время друг друга, будучи пунктуальными, а также вежливо общаться друг с другом. «Недопустимы грубые и негуманные отношения между медицинским работником и пациентом, унижение человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства, агрессии, неприязни или эгоизма», – сказано в декларации.
Медик обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или других лиц, а пациент – следить за своим здоровьем, вовремя проходя все обследования.
Под вовлеченностью в документе понимают стремление органов управления здравоохранением, медицинского сообщества и населения вносить максимальный вклад в достижение такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни.
Помимо этого, авторы декларации считают, что медицинский работник должен сообщать информацию пациенту в доступной форме «с минимальным использованием незнакомой специальной терминологии».
Ранее Всероссийский союз страховщиков (ВСС) совместно с Общероссийским народным фронтом, медицинским сообществом и пациентскими организациями разработали «дорожную карту», предполагающую переход системы ОМС на «рисковую» и «пациент-ориентированную» модель. Согласно ей, финансирование будет распределяться в соответствии с результатами работы медучреждений и врачей. Опробовать модель предлагается в нескольких пилотных регионах, а тиражировать, если «дорожная карта» будет принята, с 2025 года.