«Точнее, они разграничены законодательно, и все в законе описано, и там вроде как ничего не нужно корректировать, а с другой стороны – в конкретных лечебных учреждениях четкого разграничения не происходит. И отсюда, может быть, в том числе возникает недовольство граждан, граждане не понимают, что сегодня платно, а что бесплатно», – сказала Голикова в интервью РБК на Петербургском международном экономическом форуме.
За 2017 год количество платных услуг в государственной системе здравоохранения увеличилось на 8% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года и достигло 591 млрд рублей. Для сравнения: в 2016 году, по данным BusinesStat, объем рынка легальной коммерческой медицины и сектора ДМС оценивался в 515 млрд рублей, включая услуги, оказанные частными клиниками. По данным Аналитического центра Vademecum, в 2016 году (данные за 2017-й пока отсутствуют) сотня крупнейших региональных госбольниц на платных медуслугах (наличный расчет, ДМС и прямые договора) заработала лишь 14,6 млрд рублей.
По словам Татьяны Голиковой, правительству нужно понять, за что именно пациенты платят в больницах. «Либо это обычные услуги, которые должны предоставляться в рамках стандартной медицинской помощи, либо это некие дополнительные услуги, которые связаны с пребыванием в лечебном учреждении. <…> Сегодня никто не понимает, все знают, что платят, но никто не понимает, за что», – пояснила она, пообещав поручить Минздраву изучить этот вопрос.
На ПМЭФ Голикова также говорила о планах проработать «механизмы, с помощью которых граждане, если они являются трудоспособными, должны уплачивать [за медицинские услуги]».