Основные вопросы у Счетной палаты вызвал нечеткий критерий определения «труднодоступной территории» для включения в региона приоритетный проект.
В частности, в двух регионах, которые попали в программу, – Татарстане и Волгоградской области – плотность населения превышает установленный программой критерий в 17 человек на кв. км (57,3 и 22,7 человека на кв. км соответственно), несмотря на это, указанным регионам все равно были выделены дополнительные средства из федерального бюджета.
Напротив, Приморский край и Новосибирская область, в которых плотность населения ниже, чем установленный критерий, в программу не попали и при этом не направляли своего отказа от участия в программе. Бурятия, Крым и Хакасия получили субсидии, несмотря на отсутствие в этих регионах программ реконструкции и создания вертолетных площадок.
Счетная палата обнаружила нарушения и при проведении аукционов на поставку авиационных услуг для нужд санитарной авиации. Например, в Якутии «Авиакомпания «Полярные авиалинии» 51 день предоставляла вертолет без медицинского модуля, а в Бурятии АО «Авиакомпания «Баргузин» – в течение 13 дней. Приводится пример конкурса на закупку авиационных услуг ГБУ «Курганский областной центр медицины катастроф», в котором в первоначальном конкурсе компания – победитель ЗАО «Русские вертолетные системы» (РВС) заключила контракт на стоимость летного часа 14,2 тысячи рублей, часа дежурства – 5 тысяч рублей, однако затем контракт по соглашению сторон был расторгнут, а на повторном конкурсе были установлены дополнительные критерии, под которые подпал только один участник конкурса – то же ЗАО «РВС», однако со стоимостью летного часа уже в 83,4 тысячи рублей, а часа дежурства – 29,3 тысячи рублей.
Помимо этого, Счетная палата отметила, что формулировка «авиационная услуга» не соответствует российскому законодательству, в котором есть понятия «санитарно-авиационная эвакуация» и «авиационные работы», а также выявила проблемы со страхованием полетов санитарной авиации.
Счетная палата раскритиковала позицию Минздрава России, с точки зрения которой оплата работы медицинской бригады в рамках санитарно-авиационной услуги должна оплачиваться за счет средств ОМС. Согласно данным отчета, девять регионов используют средства ОМС для оплаты авиауслуг, еще 25 регионов – не используют. По мнению Счетной палаты, данная практика противоречит 323-ФЗ и 326-ФЗ, согласно которым санитарно-авиационная эвакуация не входит в систему ОМС и оплачивается за счет региональных бюджетов.
В заключении Счетная палата отмечает непрозрачность процедуры отбора регионов для участия в приоритетной программе. Общая сумма средств, необоснованно перечисленных регионам, превысила 560 млн рублей. По итогам проверки ведомство направило обращения в Минздрав России, правительства республик Саха и Бурятии, а также информационные письма в Правительство, ФАС, Минфин и Федеральное казначейство. Кроме того, отчет направлен в Государственную думу и Совет Федерации.
Ранее Минздрав объявил о подготовке предложения о продлении работы приоритетного проекта развития санитарной авиации до 2025 года.
В ноябре 2017 года индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков объявил об инициативе корпорации по созданию в стране единой службы санитарной авиации.
О том, кто и как будет развивать санитарную авиацию в России читайте в тематическом обзоре Vademecum.