Как сообщает пресс-служба организации, в июле 2015 года врачи Областной больницы им. Ф.П. Гааза УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которая не имела лицензии на предоставление медицинских услуг, обнаружили у Семеновой рак шейки матки. Через два месяца опухоль достигла стадии, при которой хирургическое вмешательство невозможно, и пациентке назначили лучевую терапию. При этом она начала испытывать сильные боли, и специальная медкомиссия пришла к выводу, что женщина имеет право на освобождение в связи с тяжелой болезнью. Однако суд, согласившись с прокурором, отказался удовлетворить ходатайство Семеновой, «несмотря на то что лечащий врач подчеркивал, что в тюремной больнице, в отличие от гражданских клиник, нет нужных препаратов».
По инициативе правозащитников ЕСПЧ потребовал от России предоставить женщине все необходимые лекарства, в том числе и обезболивающие. Кроме того, пациентку должны были перевести в гражданскую клинику. Однако руководство исправительного учреждения проигнорировало эти рекомендации, оставив женщину в тюремной больнице, где она скончалась в апреле 2016 года.
В результате ЕСПЧ счел, что российские власти нарушили ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (бесчеловечное и унижающее достоинство обращение), а также ст. 34 Конвенции (воспрепятствование подаче индивидуальной жалобы) и обязал Правительство России выплатить 14-летней дочери погибшей 20 тысяч евро (1,36 млн рублей) в качестве компенсации.
«В сегодняшнем решении Европейский суд сослался на доклад независимых экспертов, которые пришли к выводу о неадекватном медицинском обслуживании, запоздалой диагностике рака, отсутствии необходимых медицинских тестов, обследований и лекарств. Замечания же Правительства РФ не подтверждались какой-либо экспертной оценкой качества медпомощи и основывались на простом предположении, что Оксана Семенова «внесла свой вклад» в летальный исход. ЕСПЧ также обратил внимание на то, что больница имени Ф.П. Гааза не имела медицинской лицензии. «Похоже, что тюремная больница не смогла удовлетворить потребности больной раком», – отметили в пресс-службе организации «Зона права».
По словам Петрякова, в ближайшее время организация ожидает решения еще по двум жалобам о смерти онкобольных, скончавшихся при схожих обстоятельствах. «Сегодняшнее решение может стать ориентиром для всех жалоб тяжелобольных осужденных, которым не оказывается адекватная медицинская помощь в питерской больнице имени Гааза», – отметил он.
В ноябре 2016 года «Зона права» представила доклад о состоянии тюремной медицины. Основными проблемами были названы недофинансирование, дефицит специалистов и поздняя диагностика заболеваний. По данным правозащитников, в системе ФСИН в 2015 году скончались 3 977 человек. Выход авторы доклада видят в переподчинении медицинской службы ФСИН Минздраву, чтобы врачи в местах заключения были независимы от руководства колонии и могли более эффективно отстаивать права своих пациентов.