Проект федерального закона в Госдуму внес депутат Михаил Емельянов еще 22 сентября 2016 года. В пояснительной записке депутат утверждает, что фактически 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» нарушает права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь.
Как пояснял Емельянов, 44-ФЗ позволяет закупать лекарства по торговому наименованию только по решению врачебной комиссии или если они входят в специальный утвержденный правительством перечень. При этом депутат утверждает, что такой список «сформировать невозможно, не нарушая принципов обеспечения гласности и прозрачности решений».
«Другая причина, по которой перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, не сформирован и не может быть сформирован, – это высокие коррупционные риски, заложенные в подобного рода списках», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Несмотря на то что правила формирования такого перечня были утверждены Дмитрием Медведевым еще в 2013 году, в открытом доступе самого списка лекарств Vademecum обнаружить не удалось.
Емельянов предложил отменить механизм формирования такого перечня и впредь при формировании госзакупок опираться на решение лечащего врача, который должен исходить из медицинских показаний и индивидуальных непереносимостей пациента. В этом же законопроекте депутат предложил увеличить максимальную сумму контракта с единственным поставщиком со 100 до 500 тысяч рублей, а годовой объем закупок – с 50 млн до 250 млн рублей.
В октябре 2016 года правительство опубликовало отрицательный отзыв на инициативу Емельянова, в котором пришло к выводу, что увеличение объемов контрактов при закупках у единственного поставщика приведет к ослаблению конкуренции на рынке. Более того, принятие закона, как утверждал руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Приходько в правительственном заключении, может привести к «нарушениям учета закупок и злоупотреблениям со стороны заказчика».
Комитет по охране здоровья также высказался против этого законопроекта. «По мнению комитета, данная законодательная инициатива может привести к уходу от конкурентных процедур, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств при осуществлении закупок лекарственных препаратов», – указано в заключении Комитета по охране здоровья ГД. В результате 9 июня депутаты Государственной думы отклонили законопроект в первом чтении.