Планируется, что в ходе пилотного проекта пациенты будут получать по схеме risk sharing препарат Зитига (абиратерон), предназначенный для терапии рака предстательной железы.
Однако в ФАС считают, что система разделения риска применима только при закупке препаратов, которые не утратили патентную защиту, не включены в перечень жизненно важных, являются инновационными и не имеют зарегистрированных дженериков или биоаналогов в России, а также не могут быть заменены другими лекарствами.
Зитига не удовлетворяет этим требованиям. В частности, в России зарегистрированы три лекарства с международным непатентованным наименованием абиратерон: Зитига (производство Johnson&Johnson), Абиратерон НВ («НьюВак»), Амиранта (Laboratorio Tuteur), отметили в ФАС.
До начала лечения должен быть сформирован перечень пациентов, которые примут участие в пилотном проекте, но, по словам представителей ФАС, порядок включения пациентов в перечень еще не определен. Отношения между поставщиком препарата и заказчиком должны быть определены правовыми актами, которые Минздрав предложил разработать региональным властям. Документы должны регулировать условия реализации пилотного проекта, порядок и сроки контроля эффективности лечения и другие параметры. По мнению ФАС, такой порядок недопустим: это приведет к формированию совершенно разных требований к участникам проекта в разных регионах и к дискриминации поставщиков лекарств.
Также механизм реализации пилотного проекта не содержит положений, раскрывающих последствия расторжения соглашения между Минздравом и региональным правительством.
В конце февраля 2017 года начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев заявил, что российский фармрынок, по его мнению, к внедрению схем разделения рисков пока не готов.