«Мы рассчитываем на то, что до конца года уже опубликуем для общественного обсуждения проект этой концепции. Если говорить об электронных сигаретах, то в отношении них концепция предполагает введение законодательства, которое бы распространяло бы те же ограничения и запреты, которые действуют в отношении обычных сигарет», – заявил он.
По его словам, в ведомстве еще не решили, будет ли принят отдельный закон «Об электронных сигаретах», как это предлагают сделать ряд экспертов, или регулирование распространения таких сигарет будет осуществляться с помощью корректировки ФЗ-15 (Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013).
Пока Всемирная организация здравоохранения и другие международные ведомства не пришли к однозначному мнению о вреде электронных сигарет и их эффективности при отказе от курения обычных сигарет.
«То, что они (электронные сигареты) вредны, сомнений нет. Сегодня эксперты скорее сходятся во мнении, что электронные сигареты потенциально могут использоваться в качестве снижения вреда только у тех когорт, которые в принципе крайне сложно отказываются от курения», – пояснил Салагай.
При этом спецпредставитель ВОЗ в РФ Гайк Никогосян обратил внимание присутствующих на то, что некоторые развивающиеся страны, а среди них Уругвай, Бразилия и Панама, полностью запретили электронные сигареты на территории своих стран.
«Они (электронные сигареты) вредны так же, как обычные сигареты, они могут ресоциализировать образ курения и продлить эпидемию (распространения пристрастия к курению табака). Тем более что нет убедительных данных о том, что они приносят какой-то эффект», – заявил он.
Как рассказал Салагай, с начала активной антитабачной кампании в 2009 году количество курильщиков в России сократилось с 41% до 31% от всего взрослого населения страны.
«Все независимые исследования, которые сейчас проводятся и проводились до этого, показывают снижение потребления [табачных изделий. – Vademecum]. Это и опросы, которые проводились ВЦИОМ и другими организациями. За время антитабачной кампании количество курильщиков у нас снизилось примерно на 25% – на 10 процентных пунктов, с 41% до 31% в 2016 году», – сообщил он.
По словам Салагая, ограничительные меры, введенные антитабачным законом, сыграли немаловажную роль в сокращении числа курильщиков в России.
«Это и запрет рекламы, это и запрет спонсорства, это ограничение курения в общественных местах. Как оценивают эксперты, наибольший вклад в сокращение потребления табака вносит запрет курения в общественных местах, и именно поэтому мы с большой настороженностью относимся к появлению электронных сигарет», – заявил он.
В октябре текущего года Европейское региональное бюро ВОЗ при поддержке Минздрава РФ организовало в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова учебный курс по укреплению национальной системы оказания помощи в прекращении употребления табака и лечении табачной зависимости.
По данным Минздрава, которые в июле текущего года на мероприятии ООН озвучил заместитель министра здравоохранения Дмитрий Костенников, уровень потребления табака в России за последние 25 лет сократился на 17%, а уровень алкоголизма – на 19%.