Комбинация противораковых препаратов пертузумаба и трастузумаба под названием «Бейодайм» запатентована в России швейцарской фармкомпанией Roche и поставляется ее партнером «Р-Фарм». Патент на пертузумаб также принадлежит Roche, а вот в поставках трастузумаба возможна конкуренция: помимо Roche его биоаналог производит российская биофармацевтическая компания «Биокад».
«Применение вместо дорогостоящего набора... Бейодайм отдельно лекарственных препаратов трастузумаб российского производства и пертузумаб обеспечит гораздо более доступное и качественное лечение», – говорится в сообщении «Биокада».
В январе текущего года «Биокад» обращалась в столичный арбитражный суд с иском к Минздраву с требованием отменить решение о выдаче регистрационного удостоверения на лекарственный препарат Бейодайм, однако суд отказал компании в удовлетворении ее требований.
Тогда компания «Биокад» попыталась при помощи ФАС отменить аукционы на закупку комбинации пертузумаба и трастузумаба (в наборе) на том основании, что это противоречит ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О защите конкуренции».
В начале года компании удалось с помощью ФАС добиться отмены аукциона по Бейодайму в Севастополе, а позднее в Перми. Пермский краевой онкодиспансер попытался опротестовать решение антимонопольного ведомства в суде, но безуспешно, – говорится в сообщении «Биокада».
В компании «Р-Фарм» ситуацию пока не комментируют.
«Позиция «Биокада» оправдана. Фактически на рынке создана схема, с помощью которой Roche решает проблему импортозамещения, не допуская к торгам один из компонентов набора. «Биокад» теряет возможность реализовывать свой аналог, который заметно дешевле оригинатора, а государство теряет средства, которые могло бы экономить, и направить на закупку ЛП для других нужд, скажем, увеличив закупки того же пертузумаба у Roche, у которого пока нет российских аналогов», – считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.