На суде сторона защиты настаивала на том, что Министерство юстиции провело проверку фонда с нарушениями. «Последняя проверка фонда была проведена в августе 2013 года. Таким образом, проверка в мае этого года была незаконной, так как не прошел установленный законом срок в три года», – пояснил на суде представитель ФАР.
Кроме того, Минюст не уведомил фонд о начале проверки в положенный срок, ФАР не получил извещения об акте проверки, а при составлении протокола об административном нарушении представителям ФАР не разъяснили их права и обязанности.
При этом, по словам представителя Минюста, план проверки ФАР был согласован с прокуратурой.
По мнению министерства, работа фонда подпадает под определение «политическая деятельность» из-за трех эпизодов. Согласно закону, организация должна была заплатить штраф за то, что добровольно не включилась в перечень организаций, выполняющих функции «иностранного агента». В качестве доказательства вины организации ведомство напомнило о проведении пикета ФАР у здания ФСКН. Помимо этого, Минюст обвинил фонд в публикации двух статей – «Евразийская сеть людей, употребляющих наркотики, направила письмо Медведеву», вменяя в вину именно ее составление, а не распространение, а также статью президента ФАР Анны Саранг «Все инициативы ФСКН, связанные с лечением наркоманов, – это популизм».
Представители фонда в суде пояснили, что ФАР не занимался организацией пикета, а письмо Медведеву не подписал ни один представитель фонда.
Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости им. Андрея Рылькова был создан в июне 2009 года. Официально зарегистрирован 27 августа 2009 года. Согласно данным на сайте фонда, он осуществляет проекты оказания помощи наркоманам для профилактики ВИЧ, гепатита C и передозировок. Решение о включении ФАР в список иностранных агентов Минюст принял в конце июня после проверки фонда.
10 мая 2016 года депутаты внесли в законопроект о некоммерческих организациях (НКО) поправки, выводящие благотворительность, работу по охране здоровья и другую социально полезную деятельность из-под действия статьи об «иностранных агентах».
Это стало ответом законодателей на многочисленные жалобы НКО в Совет по правам человека (СПЧ). Однако 23 июня Минюст РФ включил в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, организацию по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья «Эсверо».