«Считаем необходимым передать существующие полномочия, являющиеся частью комплекса мер, подпадающих под понятие «охрана здоровья» согласно ФЗ РФ №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан», от Министерства труда и социальной защиты РФ в ведение Министерства здравоохранения РФ», – говорится в письме (копия документа есть в распоряжении Vademecum).
По словам авторов письма, система психоневрологических учреждений стала областью злоупотреблений и коррупции. В качестве примера правозащитники приводят уголовные дела коррупционной направленности в отношении руководителей ряда интернатов.
По мнению правозащитников, ведомство также не справляется с функциями в сфере социальной защиты населения. В качестве примера авторы документа приводят инцидент, произошедший в Черемховском психоневрологическом интернате (Иркутская область), 26 воспитанников которого были госпитализированы с симптомами пищевого отравления, четверо из них скончались. В результате проверки у 11 сотрудников интерната была выявлена кишечная инфекция.
«Все это свидетельствует об отсутствии должного контроля за работой психоневрологических учреждений со стороны ответственных должностных лиц. Намеченная Минтрудом реформа психоневрологической службы предполагает, по мнению многих экспертов, недопустимо долгий период. Очевидно, что необходимы срочные меры по изменению действующего законодательства и привлечение новых кадров для обеспечения должного порядка, способного обеспечить охрану не только жизни, но и здоровья людей», – сообщается в письме.
Слепак и Саверский в своем обращении также подняли вопрос объективности решений медико-социальной экспертизы. За последние годы, по их словам, сотни тысяч людей лишились инвалидности, а значит, и прав на льготное получение лекарств и медизделий. При этом, согласно данным Счетной палаты РФ, только треть инвалидов смогли воспользоваться правом на санаторно-курортное лечение.
«В связи с тем, что перечисленные выше проблемы напрямую и главным образом связаны с получением качественной медицинской помощи гражданами России, происходящее следует расценивать как закономерное отсутствие нужной компетенции у чиновников социальной сферы», – заключают правозащитники.