Бизнес
Минувшая неделя прошла под знаком взыскания долгов.
19 июля в банки поступили постановления об аресте счетов входящих в группу «36,6» компаний «А.в.е» и «А5», выданные судебными приставами в рамках исполнительных производств, возбужденных по заявлениям ЗАО «ЦВ «Протек». Общая сумма задолженности «А.в.е» и «А5» перед ЦВ «Протек» на данный момент составляет 908 млн рублей. В группе «36,6» арест счетов не подтверждают и заявляют, что будут оспаривать эти судебные решения в кассационной инстанции.
«Наши ожидания по мирному урегулированию проблемы возврата долгов не оправдались, несмотря на неоднократные встречи с руководством «А.в.е» и «А5» и нашу готовность к диалогу. По взысканию задолженности мы действуем в рамках российского законодательства и доведем начатый процесс до полного возврата денежных средств нашей компании», – прокомментировал ситуацию генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский.
Не отставал и другой крупный дистрибьютор, а фактически пошел ещё дальше – от ареста счетов к банкротству должника.
Нижегородское подразделение «СИА Интернейшнл» подало в арбитражный суд иск о признании банкротом государственного унитарного предприятия Республики Мордовии (ГУП РМ) «Фармация». Госпредприятие задолжало дистрибьютору 65 млн рублей.
Общий долг ГУП РМ «Фармация» перед «СИА Интернейшнл – Нижний Новгород» составляет более 65 млн рублей. Эта сумма накопилась за два года. Попытки договориться о погашении задолженности в судебном порядке и на стадии исполнительного производства ни к чему не привели.
Лекарства
Импортозамещение, как известно из опыта финансовых кризисов прошлых лет, начинает работать не когда правительство так решит, а когда сами люди почувствуют, что импортное им стало не по карману. В фармотрасли такой момент, похоже, настал.
На фоне роста цен все большее количество россиян начали переходить на лекарственные препараты отечественного производства. По данным исследования компании Nielsen, 52% респондентов утверждают, что стали приобретать отечественные безрецептурные лекарства вместо импортных, а 49% готовы проигнорировать предписания врача, если цены на выписанные лекарства слишком высоки.
«Рост цен на лекарства беспокоит россиян не меньше, чем повышение стоимости продуктов питания и услуг ЖКХ. Вместе с тем сокращение расходов на лекарственные препараты не самая популярная стратегия экономии: лишь один из пяти покупателей в России говорит о том, что стал экономить на лекарствах в связи с кризисом», – процитировала руководителя группы исследования покупателей Nielsen в России Екатерину Петрову пресс-служба компании.
Отечественные дженериковые компании отлично чувствуют эту тенденцию и ведут активную борьбу с производителями оригинальных препаратов, чтобы занять их место на рынке.
Как стало известно Vademecum, 15 июля на заседании коллегии Палаты по патентным спорам Роспатента были рассмотрены возражения компании «Генфа» на патент компании Celgene, защищающий препарат Ревлимид (леналидомид). Коллегия постановила признать патент частично недействительным и выдать компании Celgene новый патент с учетом внесенных правообладателем изменений.
Ревлимид (леналидомид) – один из самых востребованных препаратов на российском рынке. Объем его закупок государством в 2015 году достиг 7,6 млрд рублей.
Тяжбы
Мало кто поднаторел в гражданских исках больше, чем американцы. При каждом удобном случае они совершенно безжалостно взыскивают максимально возможную сумму с виновников своих злоключений. На прошлой недели пострадали двое мошенников.
Онколог из Мичигана Фарид Фата назначал ненужные и болезненные процедуры сотням пациентов, у многих из которых в действительности не было рака. Теперь уже осужденный на 45 лет за мошенничество врач должен будет выплатить миллионные компенсации своим жертвам, чтобы урегулировать почти 30 гражданских исков.
Фата и другие соответчики – Michigan Hematology and Oncology practice и три больницы, в которых он работал, – должны будут выплатить $8 млн 43 истцам по 28 искам. Таковы условия мирового соглашения, утвержденного судьей штата Мичиган.
У американской компании Theranos, которая была создана cамой молодой женщиной-миллиардером Элизабет Холмс, теперь проблемы не только с американскими регуляторами рынка клинической лабораторной диагностики. Против компании подано уже не менее девяти гражданских исков. Истец из Аризоны обвинил Theranos и ее партнера – аптечную сеть Walgreens – в «недобросовестном и вводящем в заблуждение маркетинге анализов Theranos». По его словам, ложная уверенность в высокой точности анализов мешала пациентам принять правильные решения. Истец обвинил Walgreens в том, что она не проявила бдительность и стала «сообщником» Theranos, в результате чего истец не получил надлежащего лечения и чуть не умер от инфаркта.
Россия тоже по мере сил тянется вслед за прогрессивными странами. Заключенный ставропольской Исправительной колонии №3 решил пойти по американскому пути. ВИЧ-инфицированный 39-летний осужденный намерен получить через суд компенсацию в 1 млн рублей за ущерб здоровью, причиненный в связи с отсутствием в колонии необходимых препаратов для лечения его болезни. Ответчиками по иску названы ФСИН, Минздрав и Минфин.
Технологии
Игра Pokemon Go захватила весь мир. И пока наши чиновники и церковные иерархи клеймят это массовое развлечение, более креативные люди ищут способы обратить видеоигры на пользу человечеству.
Merck KGaA и Amgen присоединились к пулу инвесторов в бостонский стартап Akili Interactive Labs, разрабатывающий специальные видеоигры для лечения различных когнитивных расстройств, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизм и болезнь Альцгеймера. Их вклад составит $11,9 млн, а общая сумма второго транша инвестиций в этот проект превысила $42 млн.
Государство
Бизнес обычно терпеть не может вмешательства государства в свои дела. Но если нужно утеснить конкурента – это же совсем другое дело.
Говоря о возможных способах законодательной поддержки фармрынка, руководители аптечных сетей чаще всего (в 58% случаев) упоминали идею законодательного ограничения количества аптек в стране, говорится в отчете о результатах исследования аптечного рынка, проведенного консалтинговой компанией KPMG при поддержке Vademecum.
Заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева во время пресс-конференции 19 июля намекнула российским женщинам, что они сами виноваты в высокой смертности от рака груди. По словам замминистра, несмотря на то что в целом смертность от злокачественных опухолей молочной железы снизилась, в настоящий момент все еще распространена ситуация, когда женщина приходит на обследование уже с четвертой стадией рака, что существенно снижает шансы на выздоровление пациентки. «Ни в одной цивилизованной стране мира так от рака груди не умирают, как у нас», – упрекнула соотечественниц замминистра, добавив, что диспансеризация позволяет выявлять заболевание на первой-второй стадиях, когда побороть рак гораздо проще.
Для воплощения этих пожеланий Минздраву неплохо бы вначале наладить четкую работу всех каналов связи с населением. Эксперты фонда «Здоровье» по жалобам граждан проверили «горячую линию» Министерства здравоохранения и выяснили, что она не работает: связаться с оператором по указанному на сайте ведомства номеру невозможно.
В фонд «Здоровье» обратилась жительница Томской области, которая сообщила, что по номеру «горячей линии» 8 800 200 03 89, указанному на сайте Минздрава, невозможно дозвониться. При звонке включается автоответчик, переключения на оператора не происходит.
Корреспондент Vademecum также попытался дозвониться по указанному телефону, однако на протяжении десяти минут повторялось сообщение, требующее подготовиться к общению с оператором. На другом конце провода трубку так никто и не снял.