Все ранее известные и распространенные техники реконструкции молочных желез подразумевали обязательный восстановительный период от двух до трех недель. В мире более распространены методики восстановления молочной железы собственными тканями, например, грудной клетки, ягодиц или живота. Структура тканей живота – идеальный донорский материал, очень схожий со структурой молочных желез, а использование микрохирургической техники позволяет забирать эти ткани и пересаживать их на другое место. Но такие операции достаточно травматичны, чувствительность реконструированной груди, как правило, снижена из-за невозможности восстановления мелких нервных волокон. Кроме того, увеличивается срок госпитализации и послеоперационной реабилитации.
Пластические хирурги Первого МГМУ им. И.М. Сеченова пересадили только подкожный жир и кожу без агрессивного воздействия на глубокие структуры тканей. Хирурги работали шесть часов: пересадили ткани с передней поверхности брюшной стенки (SIEA-лоскут) и выполнили подтяжку здоровой молочной железы для эстетического эффекта. Основная сложность операции состояла в выделении небольших сосудов диаметром менее 1 мм и переносе кровоснабжаемого участка кожи и жировой ткани на место молочной железы. Сосуды затем сшивали, восстанавливая кровоток в созданной молочной железе.
«Это новый шаг в улучшении качества жизни пациенток после калечащей операции на груди. Для многих женщин, перенесших мастэктомию, восстановление молочной железы, теплой и мягкой на ощупь, по сути ничем не отличающейся от естественной, и есть свобода от болезни или, если хотите, выздоровление», – пояснил ведущий научный сотрудник Научно-образовательного клинического центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова «Пластическая хирургия» Дмитрий Мельников.
Ежегодно в России диагностируют более 50 тысяч новых случаев рака молочной железы. Более чем в 70% случаев показано хирургическое лечение в виде удаления части или всей молочной железы. Средний возраст пациенток – 45–50 лет.
По данным Vademecum, в России оперируют 1 352 пластических хирурга, у 7% из них первичная специальность – врач-онколог.