Как говорится в письме АОКИ (есть в распоряжении Vademecum), задержка с принятием в стране специального закона заблокировала клинические исследования (КИ) клеточной терапии.
С 2010 года Минздравсоцразвития начало разработку закона «О биомедицинских клеточных продуктах» и одновременно ограничило все возможности для проведения КИ и регистрации лекарственных препаратов, созданных на основе клеточных технологий, которые до этого момента подпадали под действие закона «Об обращении лекарственных средств». Так, например, отказ в проведении КИ получили компании, специализирующиеся на разработке препаратов для лечения карциномы предстательной железы и распространенной почечно-клеточной карциномы.
В апреле 2015 года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона «О биомедицинских клеточных продуктах», однако на этом процесс остановился, и сегодня по-прежнему нет возможности проводить КИ клеточных продуктов.
«Столь длительный срок разработки закона, призванного дать развитие сфере клеточных технологий в России, привел к обратному – к полной остановке всех процессов. В то же время в мире активно развиваются биомедицинские клеточные технологии и регенеративная медицина – прорывные направления, призванные совершить революцию в лечении многих заболеваний», – отмечают эксперты АОКИ.
Как следует из письма ассоциации, до тех пор пока не принят ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах», Минздраву следует руководствоваться действующим законодательством об обращении лекарственных средств. «Это даст шанс пациентам получить доступ к новейшим мировым разработкам уже сегодня, а не откладывать его еще на несколько лет», – резюмировали специалисты.