Федеральный центр создан по инициативе Минобрнауки РФ. Открытие состоялось 15 апреля 2016 года в ходе Московского международного салона образования на ВДНХ. Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ уже имеет опыт работы с детьми с РАС в возрасте от трех до 18 лет. «В дошкольном и школьном отделении центра получают образование 234 ребенка с РАС, еще 340 детей с аутизмом посещают коррекционное отделение», – говорится на сайте вуза.
Получив федеральный статус, центр также займется внедрением и распространением современных технологий и опыта сопровождения, воспитания и обучения детей с РАС, методической и информационно-аналитической поддержкой профильных образовательных организаций, создавать условия для реализации прав детей с аутизмом на качественное образование, а также будет помогать органам госвласти в регионах внедрять образовательные стандарты для детей с РАС в практику.
«Центр, который мы создаем на базе подразделения МГППУ, призван стать площадкой для разработки новых технологий и отработки уже существующих. Сейчас есть много общественных организаций, некоммерческих организаций, которые занимаются подобными проблемами, задачей центра станет анализ лучших практик, наработок и коммуникация с теми, кто хочет освоить эти практики», – передает ТАСС слова министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.
В выявляемости расстройств аутистического спектра прослеживается закономерность – чем более развита страна, тем чаще в ней фиксируются такие случаи, причем год от года этот показатель увеличивается. Например, в США в 2014 году РАС встречалось у каждого 68-го ребенка, а всего несколькими годами ранее – у каждого 90-го. Особенно активно выявляются РАС в Южной Корее – у каждого 40-го ребенка.
В России один ребенок с РАС встречается на 150 детей, но ситуация разнится от региона к региону. В интервью Vademecum директор Центра лечебной педагогики Анна Битова приводила в пример Иркутскую область, где на 2,4 млн человек населения несколько лет назад было зарегистрировано 17 аутистов.
«В Иркутской области должно быть несколько тысяч детей с аутизмом, а у них 17. Мне объясняют: у нас один детский психиатр на весь регион, это врач старой школы, слова «аутизм» вообще не признает. А эти 17 человек просто ездили в другие регионы на консультацию, оттуда и привезли диагноз. Если в регионе так мало детей с аутизмом, никто не станет делать специализированные сервисы, решать их проблемы. Детей нет – и проблем нет. Только когда набирается какое‑то количество детей с определенным диагнозом, региональные власти могут понять, что надо что‑то делать», – говорила она.