Депутаты предложили внести изменения в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Поправки разработаны «в целях пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, запрета продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, а также снижения уровня потребления алкогольной продукции», отмечается в пояснительной записке.
В частности, «в целях защиты нравственности и здоровья населения» предлагается установить дополнительные ограничения, не допускающие розничную продажу слабоалкогольных энергетических тонизирующих напитков" Документ также ограничивает продажу безалкогольных тонизирующих напитков детям.
Парламентарии ссылаются на данные Минздрава, согласно которым 24% живущих в городах россиян регулярно употребляют энергетические напитки, 7% из них пьют их ежедневно. По данным статистики, восемь из 10 подростков от 13 до 17 лет хотя бы однажды пробовали тонизирующие энергетические напитки, в том числе слабоалкогольные (энерготоники), а каждый третий употребляет их регулярно. Средний возраст начала потребления энерготоников составляет 12-13 лет.
«Вкус этилового спирта в слабоалкогольных и тонизирующих напитках скрывается кофеином, таурином, глюкуронолактоном, растительными экстрактами (гуарана, мате, женьшень), многочисленными химическими вкусовыми добавками и ароматизаторами. Фруктовые вкусы и газирование маскируют вкус алкоголя и формируют у подростка стереотип, что тонизирующий (энергетический) напиток практически не отличается от обычных газированных неалкогольных напитков», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту. При этом, подчеркивают авторы документа, употребление энергетиков наносит двойной удар по организму: «на мозг воздействует алкоголь, а на поджелудочную железу - почти 5-6 кусочков сахара, именно столько содержится в банке напитка».
Законопроект также ограничивает продажу безалкогольных энергетиков в медицинских и образовательных организациях, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в открытых общественных местах при проведении массовых культурно- зрелищных и спортивных мероприятий с участием молодежи.
Авторы инициативы пояснили, что производят энергетические напитки «в основном зарубежные компании, российским предпринимателям, как правило, принадлежит незначительная доля капитала, поэтому основная прибыль уходит за рубеж». Кроме того, с 2014 года в 28 регионах страны приняты региональные законодательные акты, запрещающие продажу слабоалкогольных энергетиков и устанавливающие дополнительные ограничения на реализацию неалкогольных напитков.
«Принятие законопроекта приведет к запрету производства и оборота, а следовательно, и потребления слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков», - заключают авторы законопроекта.