Планируется, что операция займет 36 часов, в ней будут задействованы 130 медицинских специалистов, включая 42 хирургов. Врачи нескольких специальностей будут работать посменно. «Операция с участием Спиридонова, если она состоится, будет проводиться в России», – сообщил в конце февраля РИА Новости сам Канаверо.
Стоимость операции составит 10 млн евро, из них около 5 млн евро уйдет на оплату работы медперсонала. Еще миллион потребуется на изготовление созданных Канаверо и его соратниками приборов для разрезания нервных волокон и их склеивания, оборудования для стимуляции спинного мозга, психологическую помощь и другие немедицинские компоненты, прописанные в специально созданном итальянским хирургом протоколе трансплантации Heaven.
«Я призываю российских миллиардеров и их зарубежных «коллег», таких как Марк Цукерберг, уже вкладывающий огромные ресурсы в исследования по продлению жизни, вложиться в первую в истории Земли пересадку головы», – заявил в январе 2016 года Канаверо.
Помимо привлечения средств, проблемой остается и поиск операционного зала, в котором смогла бы разместиться и работать многочисленная медицинская команда. Если в России соответствующее помещение найти не удастся, операцию придется переносить за пределы страны, что увеличит стоимость ее проведения. Кроме того, в приказе Минздрава, содержащем перечень органов и тканей для трансплантации, туловище как таковое отсутствует. То есть для проведения такой операции, вероятно, потребуется специальное разрешение.
Ассистировать Канаверо в трансплантации головы будет китайский хирург Жень Сяотин, который зимой выполнил в Харбинском медицинском университете пересадку головы обезьяне, а ранее проводил такие операции мышам. Ради работы над этими проектами Сяотин ушел из Университета Цинциннати и переехал из США, где подобные эксперименты запрещены с точки зрения медицинской этики, в Китай, где не только одобрили опыты, но и выделили на них государственное финансирование в размере $1,6 млн.
По утверждению Канаверо, китайские ученые успешно пересадили голову обезьяне, добившись восстановления кровообращения между головой и новым телом. По словам хирурга, поскольку голова животного была охлаждена до -15 °C, обезьяна пережила процедуру без повреждения головного мозга. «Обезьяна полностью пережила процедуру без каких-либо неврологических повреждений любого вида», – подтвердили Daily Mail в Харбинском медуниверситете.
Таким образом, было доказано, что голова может быть отделена от тела и сохранена без повреждения мозга на время, необходимое для трансплантации.
Однако остается еще одна фундаментальная проблема – как срастить нервные волокна? Без восстановленных связей в спинном мозге животное было парализовано от шеи. Обезьяну умертвили через 20 часов после операции «по этическим причинам».
Ученые из Konkuk University School of Medicine в Южной Корее провели эксперименты с мышами – разрезали, а затем заново «склеили» спинной мозг. Частично восстановить связи в спинном мозге мышей корейцы смогли с помощью так называемого биоклея – синтетического полимера полиэтиленгликоля (ПЭГ). На предоставленном видео животные нюхают пищу и шевелят лапами, но не могут нормально двигаться, пишет Daily Mail.
Именно с помощью ПЭГ Канаверо рассчитывает соединить до 30% нервных клеток, ответственных за передачу импульсов от головного мозга Спиридонова к органам и конечностям его нового тела. Предполагается, что этого будет достаточно для восстановления базовых моторных функций организма.
На животных такие опыты проводятся с 1990 года. В 2004 году Ричард Боргенс опубликовал в журнале Neurotrauma отчет об исследованиях на собаках. «Он демонстрирует публике крайне многообещающее видео, в котором собаки разных пород после травм спины заново обретают возможность ходить за несколько недель лечения с применением ПЭГ, переходя от полного паралича до почти обычной подвижности», – с надеждой написал Валерий Спиридонов в своей колонке для РИА «Новости».
Однако многие врачи со скепсисом относятся к плану Канаверо. Главный врач НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Анзор Хубутия сообщил ТАСС, что такая операция невозможна, пока не будет решена проблема восстановления спинного мозга.
Хирург американской Mayo Clinic и редактор журнала Surgery Майкл Сарр сказал, что журнал не поддерживает трансплантацию головы «из-за этических проблем».
Заведующий кафедрой онкологии и реконструктивной пластической хирургии ИПК ФМБА Игорь Решетов считает, что в настоящее время в научном мире нет команды, которая могла бы решить подобную задачу. «Если мы говорим о восстановлении кровообращения, то эта задача может быть успешно решена. Если говорить о методике восстановления дыхательного и пищеварительного трактов, то здесь тоже есть определенные успехи. Однако, возвращаясь к проблеме передачи сигналов по нервным волокнам, то... Здесь требуется не только технология ультрамикрохирургии, но и тканевой, и клеточной инженерии, нанотехнологий и так далее. Каждая из этих технологий пока развивается автономно. Нет конвергенции», – приводит слова врача «Российская газета».
Коллегу поддерживает замдиректора Института хирургии им. А.В. Вишневского Алексей Чжао, также отмечающий, что врачи пока не научились «восстанавливать полный перерыв спинного мозга». «Если говорить об операции, которую хочет сделать итальянский хирург, то пересечение придется делать на уровне шейного отдела спинного мозга. В итоге я вам скажу, что может быть с тем парнем. Даже если его голову пришьют к новому телу – ни плечи, ни руки, ни ноги слушаться чужой головы не будут. Просто так голову к туловищу пришить – проблем нет, я могу хоть завтра сделать такую операцию, вопрос только – для чего?», – приводит «МК» слова Чжао. Эффективность ПЭГ хирург также поставил под сомнение: «Если бы у Канаверо был такой гель, он 25 раз уже стал бы лауреатом Нобелевской премии, но мы, увы, не слышали о таком. И потом, он наверняка бы опробовал свое изобретение на частично парализованных спинальных больных. Сколько подростков после неудачных прыжков в воду ломают себе шейные отделы позвоночника! Если бы гель был открыт, они все были бы реабилитированы».