Как сообщает пресс-служба ведомства, дела в отношении медучреждений были возбуждены по заявлению ООО «Медикана Фарм» – поставщика расходных материалов для пренатального скрининга. При рассмотрении обращения антимонопольный орган установил, что в эксплуатации у МОНИИАГ и МОПЦ находятся анализаторы «Брамс Криптор», закупленные по госконтрактам у ООО «Медикана Фарм». Позже в дополнение к ним медорганизации по договорам пожертвования получили анализаторы «АвтоДельфия» другого производителя.
В 2015 году МОНИИАГ и МОПЦ провели торги по закупке расходных материалов, техническим требованиям которых соответствовала исключительно продукция компании «Валлак Ой» для анализаторов «АвтоДельфия». В ФАС примечают, что для целей биохимического скрининга уровней сывороточных маркеров возможно использование аналогичной продукции другого производителя, в частности «БРАМС ГмбХ», анализаторы которого также имелись в перинатальных центрах. Таким образом, заключили в ФАС, заказчики необоснованно ограничили участие поставщика продукции «БРАМС ГмбХ» в закупках.
«Заказчикам и жертвователям медицинского оборудования, требующего постоянного использования расходных материалов, следует учитывать позицию антимонопольного органа о недопустимости закупок расходных материалов исключительно для пожертвованного медицинского оборудования при наличии иного оборудования, применяемого для тех же целей. Поскольку в данном случае товарный рынок включает в себя расходные материалы двух производителей, заказчиками должны быть проведены конкурентные торги с возможностью участия в них поставщиков расходных материалов двух производителей», – приводит пресс-служба слова начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея Нижегородцева.
Практика ограничения конкуренции при закупках для медучреждений является приоритетным направлением для ФАС. Антимонопольный орган регулярно выявляет антиконкурентные сговоры среди участников торгов. Одним из таких прецедентов в прошлом году стало картельное соглашение в Удмуртии, посредством которого местному бизнесмену удалось извлечь незаконный доход в размере 58 млн рублей.