Сергей Краевой и Дмитрий Морозов вошли в Совет научно-образовательных центров мирового уровня
16 Августа 2019, 20:45
Презумпция виновности: внешние обстоятельства криминализации действий доктора Сушкевич
16 Августа 2019, 20:06
Осужденному за взятки онкологу Павлу Свиридову вменяют новые эпизоды уголовного дела
16 Августа 2019, 19:04
Во Владимирской области 24 ФАПа работали без лицензии
16 Августа 2019, 18:48
18 Августа, 11:37

В осином яде нашли убивающий раковые клетки токсин

Анна Родионова
3 Сентября 2015, 16:39
Фото: www.nexplorer.ru

Яд ос вида Polybia paulista предложили использовать для лечения онкологических заболеваний: содержащийся в нем токсин MP1 способен воздействовать на раковые клетки, при этом не затрагивая здоровые.

MP1 взаимодействует с фосфолипидами, находящимися на поверхности раковых клеток. При взаимодействии токсин создает «дыры» в клеточной мембране, через которые из раковых клеток выходят необходимые для их жизнедеятельности вещества, сообщается в исследовании, опубликованном в научном журнале Biophysical Journal. «Терапия, основанная на атаке липидного состава клеточной оболочки, будет представлена абсолютно новым классом противораковых препаратов, – пояснил изданию PhysOrg соавтор исследования Пол Билс из Университета Лидса (Великобритания). – Это может быть полезно в разработке новой комбинированной терапии, когда несколько препаратов одновременно атакуют разные части раковых клеток».

MP1 действует против патогенных микроорганизмов, разрушая клеточную оболочку бактерий. Оказалось, что антимикробные пептиды перспективны и в защите людей от онкозаболеваний – в частности, они способны подавлять рост раковых клеток при злокачественных новообразованиях предстательной железы и мочевого пузыря, а также при лейкозе. Тем не менее до настоящего времени было не ясно, каким образом MP1 избирательно разрушает раковые клетки, не нанося вреда здоровым тканям организма.

По мнению авторов исследования, механизм действия MP1 может быть связан с различиями между мембранами раковых и здоровых клеток. Фосфолипиды под названием «фосфатидилсерин» (PS) и «фосфатидилэтаноламин» (PE) обычно расположены на внутренней поверхности клеточной мембраны здоровых клеток. Однако в раковых клетках PS и PE располагаются на внешней поверхности клеточной мембраны и таким образом контактируют с внешним окружением клетки.

В ходе работы ученые установили, что PS способен способствует связыванию MP1 с клеточной мембраной, а PE усиливает способность MP1 быстро разрушать клеточную оболочку.

«Образовавшиеся буквально за секунду, эти поры оказываются достаточно большими для того, чтобы через них могли пройти ключевые для клетки молекулы, такие как РНК и белки, – таким образом они могут с легкостью покинуть клетку, – отметил соавтор исследования João Ruggiero Neto из государственного университета Сан-Паулу. – Резкое увеличение проницаемости и размера отверстий в оболочке клеток, которое мы смоделировали, было удивительным».

В ходе дальнейших исследований ученые планируют изменить аминокислотную последовательность MP1, чтобы изучить, как структура пептида связана с его функциями. «Понимание механизма действия этого пептида поможет в дальнейшей оценке его потенциала для использования в медицине», – отметил Пол Билс.

Ранее другая группа исследователей из Великобритании разработала методику анализа мочи, которая поможет выявить онкологические болезни на ранней стадии.

Самые читаемые новости за все время