Он отметил, что, несмотря на создание нормативной базы для модернизации, региональных программ и соглашений с регионами, СП выявила «существенные нарушения и недоработки при реализации программ». Модернизация не завершена в 22 регионах страны. Например, в Кабардино-Балкарии не завершен ремонт в четырех медицинских организациях, не закуплено 400 единиц оборудования. Минздрав при этом не проводил мониторинг исполнения федеральными медицинскими учреждениями запланированных мероприятий, подчеркнул аудитор.
Более 52% всех средств было направлено на укрепление материально-технической базы медорганизаций. Тем не менее основными нарушениями при заключении контрактов по программам модернизации здравоохранения, согласно отчету СП, стали случаи поставки медицинского оборудования, не соответствующего по своим характеристикам требованиям, указанным в государственных контрактах на его приобретение, факты нарушения порядка оплаты заключенных договоров, а также поздняя поставка медоборудования поставщиками и простой оборудования.
Так же в СП отметили, что на информатизацию здравоохранения было потрачено более 31 млрд рублей, однако функционирующая единая государственная система до сих пор не создана.
Повышение доступности медпомощи и внедрение ее стандартов потребовали более 290 млрд рублей, но по итогам 2013 года стандартизованными оказались только 17% всех случаев заболеваний, требующих госпитализации. По словам аудитора, отсутствуют стандарты медицинской помощи при инфаркте миокарда, аппендиците, перитоните, ортопедических заболеваниях, требующих эндопротезирования суставов и многих других. В результате программа государственных гарантий бесплатной медпомощи на 2013 год была сформирована и рассчитана при отсутствии утвержденных стандартов медицинской помощи, что является нарушением действующего законодательства – такой вывод сделали аудиторы СП.
По-прежнему не рассчитаны единые принципы расчета тарифов на медуслуги в регионах, что делает невозможным оценку достаточности финансовых ресурсов. Тарифы на одно и то же заболевание отличаются в разы. Например, в Костромской области лечение больного с инфарктом миокарда стоит 25 500 рублей, а в Калужской области – более 61 000 рублей. В Башкирии тариф на лечение рака бронха и легкого установлен в размере 39 500 рублей, а в Удмуртской Республике – 139 800 рублей.
Распределение субсидий из бюджета ФФОМС на реализацию программ в части мероприятий по строительству перинатальных центров в 2013 году производилось некорректно, отмечают в СП. «В связи с затянувшимся этапом согласования соглашений между властями регионов с Минздравом РФ и ФФОМС о финансовом обеспечении региональных программ по строительству перинатальных центров более 52 млрд рублей до регионов доведены так и не были», – уточнил Филипенко.
Также, несмотря на рост зарплаты медицинских работников (в среднем по отрасли рост зарплат в 2013 году составил 40% по сравнению с 2011 годом), ряд регионов не достигли целевых значений этого показателя.
31 регион Российской Федерации не достиг целевых значений снижения смертности. «Необходимо отметить высокую смертность в Курской области – 16,3 на 1 000 населения при целевом значении 15,4, Смоленской области – 16,5 при целевом значении 15,6», – сказал аудитор. Между тем, ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова говорила, что в 2013 году удалось снизить показатели смертности по основным группам заболеваний.
Таким образом, выводы СП идут вразрез с опубликованным Правительством РФ в начале апреля отчетом об итогах реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011–2013 годах. Основной мыслью документа является сообщение о том, что заявленные в 2011 году плановые показатели, характеризующие степень доступности медико-санитарной помощи, были достигнуты.
На основании отчета СП составит и направит информационные письма президенту Владимиру Путину, вице-премьеру Ольге Голодец и руководителю Федерального агентства научных организаций Михаилу Котюкову, а также представления Веронике Скворцовой, председателю ФОМС Наталье Стадченко и другим. Материалы проверки, с учетом выявленных нарушений, направлены в Генеральную прокуратору РФ и ФСБ России.