09 Июня 2023 Пятница

Заводская многотеряшка: что смутило Генпрокуратуру в продаже профсоюзных здравниц в Кавминводах
Милана Бородина Мединдустрия
4 июля 2022, 11:10
Фото: fnpr.ru
6581

В Гагаринском районном суде Москвы с конца марта рассматривается иск Генпрокуратуры РФ к более 90 ответчиков – физлицам и компаниям, некогда выкупившим санатории в Кавминводах у Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Прокуроры сомневаются в законности сделок по 50 объектам, среди которых – санатории «Источник» с выручкой 1,1 млрд рублей в 2021 году и «ПлазаСПА» с выручкой 623 млн рублей. Иск и решение по делу могут стать прецедентом, поскольку ФНПР с середины «нулевых» успела распродать почти половину принадлежавших ей курортных объектов, дислоцированных в разных регионах страны.

ФНПР в 1990 году стала преемницей Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), получив вместе с троном и регалиями лидера профсоюзного движения необъятной страны право собственности на 2,6 тысячи объектов недвижимости, среди которых оказалось ни много ни мало 678 санаториев.

В 1995 году президент Ельцин подписал указ, подкрепленный затем постановлением правительства, о разделении имущества санаторно-курортных учреждений Кавминвод на памятники исторического и культурного наследия федерального значения и объекты собственности РФ и ФНПР. Указ президента РФ закреплял за ФНПР обязанность использовать санатории исключительно для лечения и оздоровления. По соглашению с Минимуществом, в 2002 году федерация получила 37 санаторно-курортных учреждений, представлявших собой 752 объекта недвижимости. К 2022 году их численность сократилась вдвое – до 374 объектов. Таковым оказался результат 20-летней деятельности ФНПР по передаче санкур-активов в частную собственность.

Несколько кейсов из распродажной практики ФНПР получили освещение в СМИ, в том числе в Vademecum. В начале 2000-х пансионат «Приморье» в Геленджике был передан московской УК «Гостиничные технологии», подконтрольной компании «Финансовые системы», 50% которой принадлежат сыну главы «Ростеха» Станиславу Чемезову, и аффилированной с супругой министра промышленности и торговли РФ, главным пластическим хирургом страны Натальей Мантуровой. До закрытия этой сделки доля в 79,39% пансионата, по данным Росстата, принадлежала ФНПР, у Краснодарского краевого профобъединения было 20,09%, еще 0,52% – у трех граждан России. По схожей схеме профсоюзы реализовали частникам санаторий «Красная Талка» в том же Геленджике, ряд предприятий в алтайской Белокурихе. Нынешняя Plaza SPA в Железноводске – не что иное, как принадлежавший ранее проф­союзам Санаторий им. М.И. Калинина.

Сейчас федерация, в состав которой входит 141 тысяча первичных проф­организаций, объединяет более 19,7 млн россиян, чьи членские взносы составляют минимум 1% от зарплаты. По данным СПАРК-Интерфакс, ФНПР выручила за 2021 год 249,2 млн рублей. По информации РБК, взносы составляют 70% поступлений бюджета федерации при 30% «прочих доходов». Около 40% аккумулированных ФНПР денежных средств идут на организационно-хозяйственную деятельность, 46% – на финансирование учреждений, входящих в состав федерации. Верифицировать и детализировать эти данные сложно – ФНПР финансовую отчетность нигде не публикует.

В 2014 году генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России Сергей Храмов и директор Института проблем глобализации (ныне депутат ГД РФ) Михаил Делягин в докладе «ФНПР: невидимый гигант» отмечали, что состояние бессменного председателя федерации Михаила Шмакова можно сравнить с денежными активами Владимира Потанина и Романа Абрамовича.

О том, как ФНПР выполняет возложенную на нее миссию по лечению и оздоровлению членов профсоюзов, надзорные органы задумались в 2019 году, после того как председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заинтересовалась базой для организации отдыха для несовершеннолетних в принадлежащих федерации здравницах. Снижение доступности курортного лечения детей она напрямую связала с тем, что большое количество санаториев было продано еще в 90-е годы, а те, что остались в собственности профсоюзов, нуждаются в ремонте. Матвиенко предложила изучить проведенные сделки и подсчитать, сколько объектов недвижимости и на какую сумму ФНПР передала на сторону.

Наводку от спикера Совфеда приняли прокуроры Железноводска, Кисловодска, Пятигорска и Ессентуков. В том же 2019 году была проведена проверка ООО «Курортное управление г. Кисловодск», основанного в 2005 году ФНПР совместно с Федерацией профсоюзов Ставропольского края. В уставный капитал профсоюзного холдинга перешли 37 санаториев Кавминвод, общая стоимость которых составляла тогда около 2 млрд рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, на 2021 год чистые активы компании оценивались в 1,9 млрд рублей.

Как установили правоохранители, за прошедшие с момента основания холдинга 14 лет курортное управление реализовало 50 объектов на общую сумму 781 млн рублей. Среди них – диетические столовые, лечебные и спальные корпуса санаториев им. Анджиевского и «Березы» в Ессентуках, здравница им. М.Ю. Лермонтова и здание грязелечебницы вместе с котельной в Пятигорске.

Помимо этого, в уставный капитал «третьих лиц» перешли еще 30 объектов недвижимости совокупной стоимостью около 500 млн рублей, из них 12 были проданы с разницей между рыночной оценкой и стоимостью реализации в 303 млн рублей.

По результатам проверки прокуроры городов-курортов обратились в суды с требованием признать совершенные Курортным управлением сделки ничтожными. В свою очередь Межрайонная ИФНС России №11 по Ставропольскому краю указала в своем иске не только на нарушения законодательства при образовании юрлица, но и на спорящие с законом финансово-хозяйственные операции ответчика. «Изъятое из оперативного управления санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждений имущество профсоюзов холдинг, как собственник этого имущества, передает в пользование тем же СКУ и ЛПУ по договорам аренды, заключенным на неопределенный срок, но уже за плату. При этом процент арендной платы устанавливался советом директоров для каждого учреждения индивидуально и варьировался от 1% до 31,1%», – говорится в материалах дела по иску налоговой службы. Тем не менее ставропольские суды в удовлетворении требований заявителям отказали.

Однако спустя некоторое время за здравницы Кавминвод взялась Генпрокуратура РФ, направившая свой иск в Гагаринский районный суд Москвы. Первое заседание по возвращению здравниц в собственность государства состоялось в марте 2022 года. В числе более чем 90 ответчиков оказались, например, ООО «Санаторий «Источник» (29-е место в рейтинге «ТОП100 организаций курортно-санаторной отрасли» по версии Аналитического центра Vademecum), ООО «Санаторий «ПлазаСПА» (вместе с ООО «Санаторий «Плаза» – на 44-м месте), ООО «РегионСК» (89-е место) и один из его совладельцев Юрий Клешня.

Также среди ответчиков – АО «Управление канатными дорогами», совладельцем которого является сын председателя ФНПР Виктор Шмаков, Джонсон Хагажеев, которому принадлежит санаторно-курортный комплекс «Аквалоо» в Сочи и ЗАО «Лира», купившее у холдинга «Курортное управление» поликлинику в Пятигорске. По мнению представителей Генпрокуратуры, сделки по продаже санаториев и частей их инфраструктур носили «ничтожный и антисоциальный характер», так как их главной целью было обогащение участников вопреки интересам государства и общества. На момент подготовки материала Гагаринский суд решения по делу о продаже санаториев не вынес, зато получил десятки частных жалоб от ответчиков.

«Процесс деприватизации начался в 2014 году с громкого дела «Башнефти», когда суды согласились с иском Генпрокуратуры и посчитали, что о нарушениях при приватизации, допущенных в 1990-е годы, государству стало известно только недавно. Такие же решения уже вынесены в отношении «Башсоды», Соликамского магниевого завода. На мой взгляд, ключевым вопросом в указанном споре будет, прежде всего, исковая давность. К большому сожалению, вопрос ее исчисления в спорах с государственными органами толкуется судами, как правило, в пользу государства, невзирая на очевидную абсурдность этого», – рассказал Vademecum партнер юридической компании Lidings Александр Попелюк.

На защиту ФНПР встал и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «Уже сейчас обращает на себя внимание то обстоятельство, что претензии ко всем собственникам – а их больше ста – объединены в один иск. На наш взгляд, это не соответствует духу закона».

ФНПР отреагировала на прокурорские обвинения эмоционально, заявив, что с 5 мая 2022 года продажа здравницами профсоюзов Кавминвод санаторно-курортных путевок будет остановлена. «Это решение было принято в связи с продолжающимся неправомерным иском Генеральной прокуратуры к ФНПР и иным собственникам, вложивших за более чем 20 лет десятки миллиардов рублей в развитие здравниц. Поскольку иск ставит под сомнение нынешний статус санаториев и перспективы их развития, может нанести ущерб экономике региона, профсоюзы временно при­остановили продажи путевок, которыми ежегодно пользуются около 170 тысяч человек», – заявила ФНПР в опубликованном 11 мая специальном пресс-релизе. Однако уже 12 мая на официальном сайте федерации появилось сообщение: с 14 мая продажи путевок в профсоюзные здравницы будут возобновлены. 

фнпр, шмаков, санаторий, санаторно-курортное лечение, генпрокуратура
Источник: Vademecum №2, 2022

«Магнит» закроет фармдистрибуцию

Близкая к ВМП структура купила российский завод ЗМ

Банановые из публики: Vademecum представляет ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2022 году

Семейное тождество: в чем разница между дженериками и биоаналогами и как определяется степень их родства с оригинальными препаратами

Дмитрий Руцкой – о мотивах и перспективах возрождения «Биотэка»: «Решил, что готов поработать над этой головоломкой»

Генеральный директор МБНПК «Цитомед»: «Мы все что угодно можем переработать в субстанции»