27 Июля 2024 Суббота

«Задача – очистить отрасль от тех, кто ее дискредитирует»
Тимофей Добровольский Мединдустрия
2 сентября 2016, 11:25
Фото: old.rncvmik.ru
6485

Как сделать санаторно-курортную сферу функциональной и экономически эффективной

Рынок санаторно-курортных услуг до недавнего времени существовал сам по себе, вне деятельного регуляторного внимания. Обновление отраслевой нормативной базы началось около года назад: был разработан и утвержден порядок организации лечения по тематиче­скому профилю, начал формироваться реестр полноценных операторов. О том, как регулятор помогает отрасли очиститься от недобросовестных игроков, Vademecum рассказала главный внештатный специалист Минздрава по санаторно-курортному делу Марина Герасименко.

– Почему реестр рос­сийских санаторных организаций до сих пор всерьез не велся? Работа лечебниц не нуждалась в регулировании?

– Конечно, нуждалась. И нельзя сказать, что раньше Минздрав не об­ращал на отрасль ника­кого внимания. Например, реестр санаторно-курорт­ных организаций появился давно, другое дело, что он не обновлялся и не имел той силы, которую получил теперь.

За упорядочение деятель­ности санаториев с мето­дологической точки зре­ния отвечает Российский научный центр медицин­ской реабилитации и сана­торно-курортного лечения. Недавно центр переехал в новое здание, появились возможность и ресурсы для более объемной мето­дической и организацион­ной работы.

Регуляторную активность подстегнули несколько факторов: переориентация отдыха и оздоровления россиян на внутрен­ний рынок и понимание на разных уровнях власти роли санаториев в системе охраны здоровья граждан. Рост спроса на профиль­ные услуги очевиден: санаторно-курортные организации в 2015 году приняли 6 млн человек и выручили в совокупности 119 млрд рублей, в 2014 году лечебницы за­работали 105 млрд рублей, а в 2013-м – чуть более 100 млрд рублей.

– Какова структура доходов отраслевых предприятий?

– Источников дохода у профильных организа­ций несколько, причем это не особо зависит от формы собственности. На сана­торное лечение различных категорий граждан направляются средства федерального, региональ­ного и муниципального бюджетов, а также Фон­да социального стра­хования. В этом случае санатории-подрядчики отбираются на тендерной основе. Привлекаются па­циенты по ДМС, как прави­ло, это заказы от крупных предприятий. И, конечно, многие граждане приобре­тают путевки за свой счет. В системе ОМС санатор­но-курортное лечение не проводится и не тари­фицируется. Есть тариф на реабилитацию, напри­мер, после сердечно-со­судистых вмешательств или протезирования. Поэтому на базе некото­рых санаториев, в основ­ном подведомственных Минздраву, есть специаль­ные отделения реабили­тации, куда направляются люди, прошедшие лечение в федеральных центрах и стационарах. Это на­правление менее инте­ресно частным игрокам, так как здесь существуют особые требования к ос­нащению и компетенциям медперсонала.

– В начале 2016 года Владимир Путин поручил Минздраву провести в от­расли инвентаризацию. Как далеко вы продвину­лись в этой «переписи»? В каком состоянии сейчас санаторно-курортные мощности?

– Инвентаризацию мы завершили, сейчас в он­лайн-режиме занимаемся обновлением базы данных. По нашим подсчетам, сей­час в России работают 1 875 санаторно-курортные орга­низаций, половина из них – частные. В федеральной собственности находятся 203 учреждения, в соб­ственности регионов – 384 объекта, в муниципальной собственности – 45 органи­заций. Это не только сана­тории, но и грязе- и баль­неологические лечебницы, профилактории, санатор­но-оздоровительные ком­плексы. В целом состояние объектов удовлетвори­тельное, лишь несколько десятков санаториев действительно изношены более чем на 80%. Наилуч­шим образом дела обстоят в Краснодарском крае, на Ставрополье, в Алтай­ском крае, Башкортостане.

– В мае этого года ве­домственным приказом был утвержден Порядок оказания санаторно-ку­рортных услуг – впер­вые в истории отрасли. Какую силу имеет этот документ?

– Это документ прямого действия – при соответ­ствии его требованиям организации выдается медицинская лицензия. Санаторий должен быть определенным образом оборудован и укомплек­тован специалистами, оказывать определенный спектр медицинских услуг, а его руководитель – глав­ный врач или директор – должен иметь строго медицинское или эконо­мическое образование. Компания, не удовлетво­ряющая этим требованиям, просто не сможет получить лицензию. А тем организа­циям, которые уже имеют лицензии на санаторную деятельность, придется привести свои активы в соответствие с приказом, иначе Росздравнадзор или другие органы испол­нительной власти на ме­стах лишат их лицензии. В отрасли появилось много игроков, которые называют себя санаториями, активно рекламируются, но никако­го отношения к медицине не имеют. Своим позици­онированием они иска­жают смысл санаторного лечения в представлении людей, не оправдывают их ожидания. Наша задача – очистить отрасль от тех, кто ее дискредитирует. Тут, помимо порядка оказа­ния санаторно-курортной помощи, нашим инстру­ментом становится госре­естр, где должны присут­ствовать все профильные организации.

sol.jpg

Фото: rustur.ru

– Насколько сложно по­пасть в реестр?

– Понятно, что включать­ся в реестр могут только те санаторно-курортные организации, которые подходят под определен­ные критерии. К слову, прикладной вид деятельности объекта, будь то са­наторий или бальнеологи­ческая лечебница, должен быть зафиксирован в его официальном названии. Естественно, в реестр не вошли и не будут вхо­дить гостиницы и спа-цен­тры, из-за которых у нас раньше была неразбериха. Схема следующая: органи­зация вносит в общую базу сведения о себе, затем данные согласовываются с регионом локации или ведомством, которому она подчиняется. Далее мы еще раз перепроверяем информацию об объек­те на уровне Минздрава и только тогда присваива­ем учреждению регистра­ционный номер.

Такой подход позволяет вычислить недобросовест­ных поставщиков сана­торных услуг, а также дает возможность вести стати­стику учреждений и услуг, которые они оказывают. Реестр начал обновляться в конце 2015 года, и сейчас мы его дорабатываем – большой объем согласова­ний связан прежде всего с регионами.

– Будет ли такая ценная информация доступна потребителям услуг, опе­раторам рынка?

– После того как мы полу­чим полную корректную информацию по всем санаторно-курортным организациям, запустим открытую часть реестра в интернет. Эта база данных будет ориентиро­вана на врачей и на по­требителей. Они смогут посмотреть, какие у нас работают санатории, ознакомиться с такими параметрами, как пере­чень оказываемых услуг, качество лечения. Мы надеемся к концу текуще­го года эту работу полно­стью завершить, доступ к этому ресурсу появится в начале 2017 года.

– В конце августа состоя­лось важное отраслевое мероприятие – Госсовет по повышению инвести­ционной привлекательно­сти санаторно-курортного комплекса страны. Вы рассчитываете на ка­кой-то определенный результат этого высокого собрания?

– Основная задача темати­ческого Госсовета – при­влечение частного капи­тала для реконструкции или модернизации ветхих объектов, создания новых санаторных организаций и в целом вывод этого направления на новый уровень с точки зрения оснащения, качества пре­доставления профильных услуг и, что немаловажно, сервиса. Инвестиции са­наторно-курортной сфере нужны, это очевидно, но в отрасли все еще быту­ет опасение и даже страх, что инвесторы, вкладыва­ясь в те или иные объек­ты, начнут переделывать их – превращать в более простые с точки зрения ведения бизнеса предпри­ятия, как это часто бывало раньше. Но теперь такого точно не случится – есть жесткие нормативные ограничения, связываю­щие руки недобросовест­ным предпринимателям.

Санаторий – выгодное предприятие, если в нем грамотно организованы все бизнес-процессы. По­жалуй, даже более выгод­ное, чем те же гостиницы. Лечебницы, принадле­жащие крупным компа­ниям, имеют социальный функционал и подразу­мевают пусть отсрочен­ную, но вполне ощутимую экономическую выгоду. Кроме того, инвесторы, помимо россиян, могут ориентироваться на меди­цинских туристов из стран СНГ, которые привыкли отдыхать на наших ку­рортах еще в советские времена и передали при­вычку своим детям. Мож­но привлечь пациентов и из дальнего зарубежья. Например, в санатории Забайкалья приезжают лечиться китайцы. Санаторно-курортная деятель­ность – вполне привлека­тельный бизнес.

санатории, санаторно-курортная отрасль, герасименко, госсовет, минздрав
Источник: Vademecum №15-16, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении