Крепкая рука государства, похоже, дотянулась до оздоровительной индустрии, которой хронически недоставало осмысленности и порядка. Последние четверть века контроль над отраслью передавался от ведомства к ведомству, а потому ни концепции, ни стратегии развития санаторно‑курортной инфраструктуры не существовало. Тем временем здравницы дряхлели, меняли владельцев, перепрофилировались или по каким‑то иным причинам выпадали из незрелого рынка тематических медуслуг. Негодований и призывов о помощи выживших профильных операторов регуляторы будто бы не замечали. И вот, кажется, прорвало – в июне текущего года увидел свет приказ Минздрава №279н, впервые в истории России описавший порядок организации санаторно‑курортного лечения. Более того, 26 августа президиум Госсовета собрался на специальном заседании обсудить инвестиционные перспективы оздоровительных кластеров и отдельных объектов. Vademecum, не дожидаясь итогов высокого собрания, провел собственную ревизию санаторно‑курортных мощностей, совокупно генерирующих выручку около 120 млрд рублей в год.
БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ
Нельзя сказать, что правительство новой России вовсе позабыло о санаторно-курортном наследии СССР, но отрасль очень долгое время сиротливо толклась где-то на дальней периферии государственных интересов. С 1994 года развитием этой сферы пытался заниматься Госкомитет по физической культуре, спорту и туризму. Вскоре к процессу подключилось Министерство здравоохранения и медицинской промышленности, в структуре которого появился профильный институт – Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии (РНЦ МРиК). Двум ведомствам было поручено до 2000 года реализовать ФЦП «Развитие курортов федерального значения». Программа предполагала не только сохранение природных лечебных ресурсов, но и обустройство инфраструктуры, организацию управления санаторным делом, в том числе за счет подготовки профильных специалистов. Справиться с этой задачей дуэту исполнителей так и не удалось – в дефолтной казне на эти цели средств не нашлось. Владельцы приватизированных и руководители государственных здравниц оказались предоставлены сами себе. «Правительство в этот период от проведения единой государственной социальной политики в сфере курортного дела устранилось», – констатировали аудиторы Счетной палаты в аналитическом докладе от 2003 года «О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в РФ».
Фото: putin.kremlin.ru
Кураторство санаторной индустрии в начале 2000-х было целиком передано Минздраву. Ведомству предстояло вести госреестр курортного фонда, разрабатывать и координировать федеральные программы развития отраслевой инфраструктуры, готовить кадры, организовывать тематические научные исследования и так далее. Тогда с подачи главного профильного специалиста и главы РНЦ МРиК Александра Разумова Минздрав утвердил 26 стандартов санаторно-курортной помощи – в зависимости от класса болезней. Появился ряд нормативных документов, регламентирующих отбор и направление пациентов на санаторно-курортное лечение, прием льготных категорий граждан, сопровождение детей в санатории родителями и прочие прикладные вопросы. Усилиями РНЦ МРиК была создана первая версия госреестра, который, правда, не получал обновления и не имел никакой нормативной силы.
Однако о строгих правилах игры операторы рынка и регулятор договориться тогда так и не смогли, в отрасли не было ни порядка организации санаторно-курортного дела, ни классификации здравниц, ни четкого понимания, как и за чей счет должна развиваться индустрия оздоровления. Единственная попытка ответить на все эти вопросы провалилась: как утверждает Александр Разумов, в 2003 году санатории – члены Национальной курортной ассоциации (НКА) утвердили концепцию развития отрасли, которую даже одобрили Минздрав и Минэкономразвития, но «документ затерялся на уровне Минфина».
Индустрии опять «разрешили» существовать самой по себе. На ежегодном форуме «Здравница» почти 12 лет озвучивались многочисленные инициативы – сохранить за курортами статус охраняемых территорий, вернуть специальность «восстановительная медицина», определить порядок установления лечебных свойств природных ресурсов (минеральных вод или грязей), описать принципы санаторно-курортной помощи, исключить санатории из федерального закона о туристической деятельности и прочая, и прочая. Последние пять лет резолюции, принятые на форуме, практически не менялись, что, в общем-то, можно считать успехом – с новыми глобальными проблемами участники рынка не сталкивались.
Фото: strana.ru
ПОВЫШЕННАЯ НЕРВНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ
Дикорастущий рынок, тем не менее, генерировал выручку. По данным НКА, в 2015 году частные и государственные санаторно-курортные предприятия оказали услуг в общей сложности на 119 млрд рублей. Рост спроса на оздоровительные услуги, оказываемые российскими предприятиями, вкупе с курсом на профилактическую медицину обострили интерес государства к санаторному делу. Весной 2015 года замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева озвучила планы ведомства по инвентаризации действующих объектов и широкому реформированию отрасли, а в августе того же года тема оздоровления была затронута на Госсовете по внутреннему туризму. Тогда-то и появилось президентское поручение правительству, а далее Минздраву – разобраться с происходящим на профильном рынке. С поставленной задачей ведомство справилось менее чем за год. По словам главного специалиста Минздрава по санаторно-курортному делу Марины Герасименко, инфраструктура оценена, новый госреестр здравниц скоро будет готов к использованию.
Но главным событием для индустрии стало издание приказа Минздрава №279н от 5 мая 2016 года, описывающего Порядок организации санаторно-курортного лечения. «Нормативная база, регулирующая специфику санаторно-курортного лечения в РФ, практически отсутствует. Раньше у нас в распоряжении были только стандарты, но они были утверждены в 2004 году и порядком устарели, однако, несмотря на рекомендательный характер, вовсю использовались Росздравнадзором во время проверок, – объясняет значение документа для отрасли медицинский директор «РЖД-Здоровье» Гаджи Абдурахманов. – Сейчас появился приказ Минздрава №279н, но это только первый шаг, и его недостаточно. Многие аспекты требуют дополнительных регламентов. Сам порядок все же рамочный, потому ориентироваться на него в реальной работе трудно».
В Минздраве, напротив, уверены, что новый приказ станет фильтром для отрасли – сможет очистить ее от недобросовестных игроков и препятствовать проникновению на профильный рынок случайных, незрелых операторов. Если сейчас в стране действуют 1 875 санаторно-курортных организаций, то через несколько лет их число может существенно сократиться, рассуждают в Минздраве, но точных прогнозов делать не спешат.
Что же, согласно свежему регламенту, представляет собой профильное предприятие? Санаторий, как это уже прописано в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья», оказывает медпомощь «в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах». Действующая классификация здравниц заимствована из номенклатуры медицинских учреждений, утвержденной Минздравом в 2013 году. В этом ряду оказываются санатории (в том числе для детей и для детей с родителями), санатории-профилактории, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечебницы и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия. Пансионатов с лечением (именно так любят называть себя некоторые бывшие здравницы, перекованные в банальные гостиницы) в номенклатуре и соответственно в приказе Минздрава №279н нет.
В числе нормативных новаций – описание «индивидуальной программы санаторно-курортного лечения», то есть терапии с учетом основного и сопутствующего заболеваний пациента и подбором для каждого курортника режима дня, питания и процедур. Помимо этого, в обновленном порядке впервые прописаны рекомендуемые штатные нормативы для санаториев и санаториев-профилакториев (не распространяющиеся, впрочем, на частные предприятия), а также стандарты оснащения (действуют для всех здравниц без исключения).
Новый порядок регламентирует этапность и преемственность профильной медпомощи. После лечения в санатории – продолжительностью 14–21 день – пациенту выдается «обратный талон», в котором подробно описаны лечебный процесс, его результаты и рекомендации по здоровому образу жизни. Этот талон направляется в клинику, выдавшую пациенту санаторно-курортную карту.
Одновременно с утверждением порядка Минздрав выпустил еще один документ – приказ №281н от 5 мая 2016 года, содержащий перечни медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Этот регламент пришел на смену методическим указаниям от 1999 года. К слову, эти методики были отменены еще в 2011 году во многом благодаря активности Свердловской РОО инвалидов «Опора»: по мнению общественников, документ ограничивал права пациентов с рассеянным склерозом, не способных самостоятельно передвигаться. В своей борьбе с методиками «Опора» тогда дошла до Европейского суда по правам человека. Правда, победа активистов вышла пирровой: альтернативного регламента отрасли пришлось ждать пять лет, и все это время лечащим врачам приходилось на свой страх и риск определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению пациентов – по сути, пользоваться древней отмененной методикой.
В целом же участники рынка считают, что нынешним нормативным прорывом Минздраву ограничиваться не стоит. «Концептуально, нам нужно положение о санаториях. В том правовом поле, которое сейчас сформировано, существует семь видов санаторно-курортных учреждений: санаторий, детский санаторий, санаторий-профилакторий, водолечебница, грязелечебница, курортная поликлиника и круглогодичный оздоровительный лагерь. Но правовое положение и формат каждого из них сегодня по-прежнему не описаны. Так что сейчас можно назваться как угодно, получить лицензию и работать», – говорит Гаджи Абдурахманов из «РЖД-Здоровье». В то же время многие операторы настолько отвыкли от внимания регулятора, что даже не смогли прокомментировать Vademecum нормативные новшества. Представители семи из 10 охваченных тематическим опросом санаториев о появлении приказов Минздрава все-таки слышали, но спрогнозировать правоприменительные последствия не решились.
СЛАБОСТЬ И ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ
Но куда сложнее администрирования и регламентации выглядит задача по интеграции санаторно-курортных предприятий в систему здравоохранения и налаживанию их взаимодействия с другими медучреждениями. Финансирование отрасли, привлечение в оздоровительную индустрию инвестиций – тема особая. Санаторное дело как экспертами, так и самими операторами считается вполне жизнеспособным бизнесом. По оценкам Vademecum, в среднем по России рентабельность сезонного санатория оказывается не менее 10–15%, а у круглогодичного может достигать 20–30%. Однако даже у высокорентабельного предприятия довольно препон для развития. Чего же именно хотят отраслевые игроки от власти?
«Заинтересованность и помощь государства для нас выражается в том, что, начиная с муниципалитета и заканчивая федеральным уровнем, власть занимается развитием инфраструктуры курорта, транспортной доступностью. Серьезные подвижки в этом направлении есть, особенно заметные – в последний год, для нас это очень важно», – говорит Марина Азарова, гендиректор санатория Plaza SPA Hotels в Кавказских Минеральных Водах.
Помимо обустройства инфраструктуры отрасль ждет от государства решений по ряду жизненно важных для нее вопросов. Основные проблемы индустрии менеджеры и собственники санаториев, главы регионов, представители профильных министерств обсудили на заседании президиума Госсовета, проведенном 26 августа на площадке одного из самых успешных курортных кластеров страны – в алтайской Белокурихе.
Открывая высокое собрание, президент Владимир Путин отметил экономическую и социальную важность отрасли и посетовал, что ее развитие сдерживает низкий уровень материально-технической базы большинства здравниц. Из-за этого не используется 46% площадей государственных санаториев, в основном находящихся в собственности регионов. Но как поправить положение, если инвестиционный климат на местах нестерпим настолько, что убивает все естественные преимущества рекреационных зон? По словам президента, в последнее время с курортных территорий поступают тревожные сигналы: резко повысилась плата за пользование земельными участками, что точно отпугнет потенциальных инвесторов.
Участники Госсовета говорили и о необходимости налоговых преференций для санаториев. По словам Александра Разумова, нужно установить минимальную налоговую ставку по налогу на прибыль. Ранее участники главного отраслевого форума «Здравница-2016» отмечали: такая льгота для санаторно-курортных организаций должна составлять 50% – в том случае, когда на профильные услуги приходится не меньше 90% в объеме реализации.
Среди других инициатив участников Госсовета – введение адекватного курортного сбора с отдыхающих и субсидирование процентных ставок по кредитам для инвестпроектов в санаторно-курортной сфере. Основной докладчик заседания губернатор Алтайского края Александр Карлин предложил обкатать все возможные льготы и преференции, создав для санаториев в «пилотном» режиме территории опережающего развития на самых инвестиционно привлекательных курортах федерального значения.
Но в первую очередь все-таки придется написать стратегию развития санаторно-курортного комплекса. Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить этот документ к марту 2017 года. В стратегии непременно должно быть обозначено соотношение туристических и медицинских компетенций в деятельности операторов.
Не остались без внимания участников Госсовета предложения Национальной курортной ассоциации (НКА), которая тесно взаимодействует с туриндустрией, особенно в сфере популяризации курортов. В начале августа НКА и Ростуризм заключили тематическое соглашение, согласно которому до конца 2016 года должен появиться электронный реестр санаторно-курортных учреждений страны, доступный в том числе для пациентов. Теперь, согласно поручению президента, Ростуризм получит полномочия по продвижению услуг отечественных санаториев – как внутри страны, так и за рубежом.
В то же время регламенты и нормативы для санаториев, считают представители отрасли, должны быть особыми. «Минздрав долгое время не обращал на нас никакого внимания. А когда обратил однажды, стало только хуже – на территории санаторных организаций была запрещена продажа алкогольных напитков, – говорит Сергей Криворученко, мэр города Белокуриха и одновременно заместитель гендиректора по маркетингу санатория Алтай-West. – Действительно, розничная продажа спиртного на территории санатория недопустима, но рестораны – важная сервисная составляющая. Еще один запрет, который, к счастью, недавно был отменен, – обязательное требование медицинского образования у руководителя санатория. В общем, мы разрываемся между туризмом и медициной, но надеемся, что нам удастся примкнуть к первому, взяв все лучшее у второй».