27 Июля 2024 Суббота

Зачем немцам свой реабилитационный центр в России
Ольга Гончарова, Евгений Речкин, Ольга Синева Мединдустрия
2 августа 2017, 15:22
Реабилитационная клиника DGUV
Фото: DGUV
6695

Фонд социального страхования (ФСС) России и Фонд социального страхования от несчастных случаев Германии (DGUV) решили открыть российско-немецкий реабилитационный центр. Как выяснил Vademecum, высокие договаривающиеся стороны планируют уже к 2019 году построить и сдать в эксплуатацию рехаб-клинику, ориентированную преимущественно на восстановление пациентов после травм на производстве. Представители DGUV заинтересованы, прежде всего, в обслуживании сотрудников локализованных в России немецких предприятий. ФСС, в свою очередь, рассчитывает, что реабилитационный центр, где будут использоваться самые передовые европейские технологии и методики, освоит общероссийский пациентопоток – ежегодно в нашей стране фиксируется не менее 40 тысяч несчастных случаев на производстве.

О соглашении, достигнутом между ФСС и DGUV,  Vademecum сообщили два источника, привлеченных к совместному проекту в качестве консультантов. «Германия очень заинтересована в том, чтобы сотрудники немецких предприятий, имеющих свои промплощадки на территории России [по данным СПАРК-Интерфакс, в РФ работают 5 020 юридических лиц, в которых как минимум 1% принадлежит немецкой компании или гражданину. –  Vademecum], получали восстановление после производственных травм в кратчайшие сроки – так, как к этому привыкли немцы», – пояснил один из собеседников  Vademecum. Факт такого соглашения подтвердили представитель DGUV доктор Грегор Кемпер и высокопоставленный чиновник ФСС.

«Реабилитация – это не просто массаж или пробежка, это тяжелый труд по восстановлению пациента и возвращению его на работу, – подчеркивает Кемпер. – Потому и основное назначение клиники – трудовая терапия: тренировка и подготовка человека к деятельности, которой он занимался до травмы или несчастного случая. Например, если вы работаете кровельщиком и упали с крыши, вы будете тренироваться – психически и физически, чтобы снова справляться с такой работой. Задача врачей, в том числе психотерапевтов, вернуть пациента в физическую готовность и вселить в него уверенность в том, что его прежние навыки не утеряны и он может вернуться в строй».

По словам доктора Кемпера, за организацию строительства центра и финансирование проекта отвечает ФСС, а участие немецкой стороны будет заключаться в трансфере передовых реабилитационных технологий в Россию. «Насколько мне известно, со стороны DGUV не предусмотрено каких-либо денежных инвестиций в создание и оснащение клиники. DGUV представляет собой публичную организацию, ее финансирование складывается из взносов немецких предпринимателей, и законодательство не позволяет нам инвестировать за пределами Германии», – объясняет Кемпер. Собеседник  Vademecum в ФСС, впрочем, не исключает, что в реализацию проекта наряду с российской стороной могут вложиться некие «немецкие структуры».

Исследования Аналитического центра Vademecum показывают, что площадь реабилитационной клиники, настроенной на регулярный пациентский поток, должна составлять не менее 4 тысяч кв. м. Расположенный в Московской области частный рехаб-центр «Три сестры» занимает здание в 6 тысяч кв.м, санкт-петербургский «Спутник» – около 4,5 тысячи. Представители компании-проектировщика «Гипроздрав» оценили для  Vademecum затраты на строительство и оснащение реабилитационного центра площадью 4,5 тысячи «квадратов» в 80 тысяч и 50 тысяч рублей за кв. м соответственно, а общие расходы на реализацию проекта – в 585 млн рублей.

По информации  Vademecum, подготовка к организации российско-немецкого реабилитационного центра пройдет в несколько этапов. На первом, который займет около года, ФСС и DGUV будут обучать медицинский персонал и готовить «реабилитационных менеджеров» на базе действующих профильных клиник. По словам доктора Кемпера, сейчас ФСС составляет перечень медицинских объектов, где может проходить такая подготовка, затем немецкие и российские эксперты совместно посетят несколько российских рехаб-центров, чтобы выбрать базу для запуска своего «пилота». Второй этап предполагает собственно строительство. Место, где будет расположен реабилитационный центр, и точные сроки вывода проекта на полную мощность доктор Кемпер уточнить не смог, но заметил, что, вероятнее всего, клинику будут привязывать к локации «пилота»: «Россия большая страна, и правильнее сконцентрироваться на одном конкретном месте для реализации обеих стадий проекта, иначе нам придется перемещать множество людей».

По словам источника  Vademecum, осведомленного о деталях двусторонней инициативы, рехаб-центр начнет работать не позднее 2019 года. Представитель одной из компаний, специализирующихся на организации лечения за рубежом, также знакомый с деталями совместного проекта, утверждает, что клиника может быть локализована в Республике Татарстан, но подтвердить эту информацию в региональном отделении ФСС не удалось. По словам доктора Кемпера, в клинику смогут обращаться работники промпредприятий, расположенных на территории России, оплачивать реабилитацию людей, пострадавших на производстве, будет ФСС. Министерство труда и социальной защиты России зафиксировало в 2015 году около 43 тысяч несчастных случаев на производстве, в 2016 году этот показатель незначительно – на 7% – снизился. Еще одна категория потенциальных пациентов – российские граждане, работающие и застрахованные в Германии. «Они могут предпочесть курс реабилитации в России, поскольку здесь нет языкового барьера и они окажутся ближе к семье. В этом случае уже наши страховые компании будут оплачивать лечение в реабилитационном центре. По существующему законодательству это возможно», – говорит доктор Кемпер.

Маршрутизация пациентов может быть организована по следующей схеме. Первый этап медицинской реабилитации (восстановление сразу после оперативного или консервативного лечения) пострадавшие будут проходить в отделениях реанимации и терапии многопрофильных клиник при кураторстве ФСС, второй – как раз в новой клинике, а третий, полностью ликвидирующий остаточные явления, – в российских санаторно-курортных учреждениях. «Если реабилитация занимает много времени, например, 10–12 недель, то это сокращает шансы успешной рабочей деятельности как минимум на 50%. Поэтому основная задача, – настаивает доктор Кемпер, – спроектировать механизм работы страховых служб, менеджеров реабилитационных клиник и докторов в самих клиниках для ускорения процесса реабилитации».

Сотрудничество с DGUV, по всем признакам, укладывается в стратегию ФСС – фонд кровно заинтересован в развитии медицинской реабилитации второго этапа. В конце июля представители ФСС посетили Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр (УКЛРЦ) в Нижнем Тагиле, построенный предпринимателем Владиславом Тетюхиным. Как рассказал  Vademecum исполнительный директор центра Алексей Щелкунов, ФСС рассматривает возможность выделения центру квот на реабилитацию пациентов, перенесших производственные травмы, и инвалидов, а также финансирование строительства второй очереди УКЛРЦ. По словам Щелкунова, 12 действующих рехаб-центров ФСС ориентированы на реабилитацию «санаторно-курортного типа», а клиник, занимающихся именно медицинской реабилитацией, у фонда сейчас нет. Представители ФСС эту информацию прокомментировать не смогли. Иными словами, ФСС, запуская совместную с немцами клинику, пытается организовать собственную полноценную систему трехэтапной реабилитации, описанную Минздравом РФ еще в 2012 году.

Пока трехступенчатый алгоритм испытывается в пилотном режиме в 12 регионах страны, и то лишь по трем нозологическим направлениям – кардиологии, неврологии, травматологии-ортопедии. По данным компаний, специализирующихся на организации лечения за рубежом, в Германии трехэтапная система реабилитации функционирует еще с середины ХХ века и на сегодняшний день оперирует мощностями свыше 2 тысяч реабилитационных центров и отделений. Директор компании-медтуроператора «Аккорд Берлин» Елизавета Мальтер говорит, что пациентами русско-немецкой клиники могут стать и граждане России, прошедшие лечение в Германии: «Сейчас на реабилитацию в Германии остаются только 25% российских пациентов. Остальные после операций возвращаются домой, и мы их просто теряем. Нам было бы интересно сотрудничество с российской клиникой, работающей по немецким технологиям». По данным немецкого университета прикладных наук H-BRS, в 2015 году (более свежих данных нет) лечение в Германии получили 16,8 тысячи россиян.

социальная защита, фсс, реабилитация, dguv, промышленная медицина
Источник: Vademecum №13, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении