27 Июля 2024 Суббота

За жим для денег: почему фитнес-индустрия ускользает от внимания регуляторов и проводников госполитики в сфере ЗОЖ
Ольга Гончарова, Тимофей Добровольский Мединдустрия
24 декабря 2018, 8:33
Фото: hebdo.ch
6483

«Фитнес-индустрия сейчас для законодателей как оптическая иллюзия – клубы работают, платят налоги, но в нормативных документах федерального уровня их нет», – обрисовал Vademecum ситуацию с регулированием отрасли руководитель одной из крупнейших в стране сетей фитнес-клубов. В ближайшее время обстановка в сегменте может радикально измениться – осенью в Госдуму был внесен проект поправок в федеральный закон N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» от 4 декабря 2007 года, легализующий наконец понятие «фитнес». Этим актом законодатели пытаются формализовать правила игры на рынке, приблизительно оцениваемом в 72 млрд рублей. Vademecum попытался разобраться, что послужило мотивом и поводом нормотворческой инициативы и оценить ее последствия.

Фактически законопроект No548412‐7, внесенный на рассмотрение Госдумы членами Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрием Пирогом и Михаилом Дегтяревым, предлагает две нормативные новации.

Во‐первых, помещает в законодательное поле само понятие «фитнес», определяя его как «часть физической культуры и массового спорта, направленную на ведение гражданами здорового образа жизни посредством организации физкультурно‐оздоровительных мероприятий, которая состоит в оказании гражданам услуг по проведению организованных и (или) самостоятельных занятий физической культурой с привлечением тренера и иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также по участию в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях».

Во‐вторых, утверждает, что деятельность объединенных этим понятием организаций должна регулироваться профессиональными стандартами.

Несмотря на лаконичность документа, и регуляторы, и представители индустрии восприняли его появление как революцию, способную всколыхнуть весомый сегмент потребительского рынка, сложившегося на стыке спортивных и оздоровительных услуг.

По данным экспертно‐аналитического центра при Общественной палате (ОП), в 2017 году фитнес‐клубы в России посетили 5,2 млн человек и только в Москве фитнесом занимались 7% жителей города. В этот период в стране действовало около 6‐7 тысяч фитнес‐клубов, а объем индустрии оценивался в 72 млрд рублей.

Первую попытку как‐то упорядочить деятельность фитнес‐клубов в 2016 году предприняли компании, организующие семинары для тренеров, – «Академия фитнеса», «Академия бокса» и «Мастера бокса». Представители этих школ разработали ГОСТ 57116, утверждающий основные регламенты для операторов фитнес‐индустрии. Документ описывал классификацию фитнес‐клубов, требования к их расположению, интерьеру, безопасности, а также давал развернутый дисклеймер относительно вреда жизни и здоровью посетителей.

В ГОСТе говорилось, например, что поставщик фитнес‐услуг не несет ответственности за подобные негативные последствия в случае предоставления клиентом неполных сведений о своем здоровье, занятий по не согласованной со специалистом программе, неосторожности посетителя или деятельности третьих лиц.

Помимо этого, в стандарте отмечалось, что в случае непредоставления посетителем фитнес‐клуба медицинской справки или выписки администрация клуба вправе считать, что противопоказаний для занятий спортом у него нет.

В 2017 году появился еще один ГОСТ 51615‐2017, описывающий уже фитнес‐программы. Однако детализированных требований к образованию и квалификации тренеров ни тот, ни другой документ не содержал. Более того, в соответствии с действующим законодательством, в том числе со ст. 4 ФЗ No162 «О стандартизации в РФ» от 29 июня 2015 года, соблюдение таких стандартов носит добровольный, а не обязательный характер. Тем не менее, ГОСТы операторов сегмента взбодрили.

«Крупные игроки рынка не участвовали в разработке данных стандартов, но появление этого документа подтолкнуло нас к мысли о необходимости участия бизнеса в отраслевом регулировании. Так в 2017 году появилась Ассоциация операторов фитнес‐индустрии [объединяет 134 клуба. – Vademecum]», – рассказывает президент этой НКО, директор по развитию сети клубов World Gym Ольга Киселева.

Примерно в то же время на фитнес‐индустрию обратили взор регуляторы. Как рассказал Vademecum один из авторов поправок в закон «О физической культуре и спорте в РФ» депутат Михаил Дегтярев, идея легализации фитнеса была озвучена в декабре 2017 года: «Тогда на площадке Общественной палаты состоялся круглый стол,
в котором, помимо меня и других членов нашего комитета, приняли участие представители комиссии ОП по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, Минспорта, Минтруда, спортивного сообщества. После этого наш комитет выступил инициатором рассмотрения вопроса о законодательном регулировании фитнес‐индустрии и внесении изменений в базовый закон».

Депутаты называют два серьезных повода для целенаправленной законотворческой активности. Во‐первых, намерение следовать майскому указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в соответствии с которым через шесть лет систематически заниматься спортом должны 55% граждан страны. Во‐вторых, участившиеся случаи травм и смертей, в том числе – детей, во время занятий спортом. Только за последние два года ОП зафиксировала 11 случаев гибели детей и подростков во время тренировок и спортивных занятий.

Главной причиной трагических инцидентов регуляторы считают недостаточную квалификацию тренеров и в целом отсутствие системы отбора профильных специалистов. Число инструкторов, задействованных в фитнес‐индустрии, по разным оценкам, сейчас составляет 22–26 тысяч человек. При этом многие предприятия этой сферы практикуют сотрудничество с тренерами, имеющими ИП и одновременно работающими в разных залах. «Сами владельцы клубов признают, что контролировать тренеров им достаточно сложно», – говорит основатель работающей с фитнес‐индустрией компании «Диагностека» Марика Хлуд.

Квалификация персонала фитнес‐клубов нормативно не описана, работу тренеров никто не контролирует. Утвержденные ГОСТом требования к фитнес‐инструкторам не подразумевают наличие специального образования, а ограничиваются тремя позициями: способностью предоставить потребителям информацию о фитнес‐программе, компетентностью при построении занятий и реализации фитнес‐программ, знанием поло‐ жений ГОСТа.

В документе, правда, говорится, что профессиональное образование, спортивная квалификация и подготовка персонала должны быть подтверждены документами, оформленными в установленном порядке, но опять же не разъясняется, какую именно специализацию должны подтверждать эти документы. Некомпетентность фитнес‐инструкторов вызывает негодование профессиональных спортсменов.

«Вопрос в уровне квалификации. Наибольшую проблему представляет собой «дворовой» уровень фитнес‐клубов, их персонала и клиентов, которые занимаются самостоятельно, не имея никакого представления о правильной нагрузке. Идеально было бы, если бы все инструкторы имели статус кандидата в мастера спорта, вопрос, где взять столько таких инструкторов», – рассуждает двукратная Олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.

Опрошенные Vademecum представители фитнес‐индустрии единодушно признают необходимость строгого регулирования и внедрения в отрасли профстандартов, но обеспокоены деталями, в частности тем, кто в случае утверждения соответствующих требований будет нести затраты по обучению специалистов.

По словам Михаила Дегтярева, главной задачей закона было закрепление самого понятия «фитнес», а разработкой профстандартов и соответствующими деталями будет заниматься работающая в этой сфере общественная организация: «Будет ли это действующая организация или новая структура, решит сама фитнес‐индустрия». Утверждение соответствующего профессионального стандарта – прерогатива Министерства труда и социальной защиты, а ведомством, курирующим создание профстандарта, будет Минспорт.

«Осенью прошло обсуждение концепции поправок, сформирована рабочая группа с участием члена нашего комитета Дмитрия Пирога, юристов, сотрудников Минспорта и представителей фитнес‐индустрии», – рассказал Дегтярев. В Минспорте России на запрос Vademecum о фитнес‐поправках не ответили.

Впрочем, если благополучная судьба этого законопроекта не вызывает сомнений, то с такой важной составляющей фитнес‐индустрии, как медицинское сопровождение клубных занятий физкультурой, ясности нет никакой. Пока ни один из опрошенных Vademecum представителей регуляторных органов тему обязательного участия медработников в деятельности фитнес‐предприятий не затронул. В Минздраве РФ говорят, что поддерживают все инициативы, направленные на повышение числа граждан, занимающихся спортом, но свое участие в разработке профстандарта и законопроекта, легализующего само понятие «фитнес», отрицают – представителей ведомства к обсуждению этих документов не привлекали.


зож, фитнес, общественная палата, депутатя, салагай, исинбаева
Источник: Vademecum №20-21, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении