02 Декабря 2024 Понедельник

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1
Никита Закревский Мединдустрия Фарминдустрия
18 ноября 2024, 17:49
Фото: Никита Закревский/Vademecum
979

На площадке XXVIII Российского онкологического конгресса, прошедшего 12–14 ноября в Москве, президент компании «Петровакс Фарм» Михаил Цыферов сообщил значимую новость – Минздрав РФ выдал регистрационное удостоверение на препарат Арейма (камрелизумаб). Это моноклональное антитело, блокирующее PD-1 рецептор, предназначено для терапии злокачественных новообразований носоглотки и пищевода, а также других локализаций. Проект по выводу камрелизумаба, разработанного компанией Jiangsu Hengrui, с дальнейшей локализацией полного цикла производства препарата в России «Петровакс» анонсировал в прошлом году. И теперь, после регистрации, новый препарат из группы ингибиторов PD-1 имеет все шансы на внедрение в широкую клиническую практику. О том, как российские онкологи оценивают новинку и почему настаивают на включении камрелизумаба в клинические рекомендации, – в репортаже Vademecum с онкоконгресса.

В 2018 году Нобелевская премия в области физиологии и медицины была присуждена американцу Джеймсу Эллисону и японцу Тасуку Хондзё за «открытие противораковой терапии методом подавления негативной иммунной регуляции»: одним из белков, который работает как своеобразный блокатор иммунной системы, как раз был PD-1. Его ингибиторы – пембролизумаб (Китруда от MSD) и ниволумаб (Опдиво от BMS) – с 2016 года успешно коммерциализируются и сейчас входят в стандартную иммунотерапию различных видов злокачественных новообразований (ЗНО) по всему миру. Тем не менее поиск новых моноклональных антител не останавливался. Результатом тематических исследований и стал камрелизумаб, разработанный Jiangsu Hengrui в 2019 году, а в 2020-м одобренный в КНР в качестве препарата для лечения рака печени.

В декабре 2023 года договор о поставках и последующей локализации камрелизумаба с китайским фармпроизводителем заключила российская компания «Петровакс». И вот спустя почти год препарат стал главным героем сателлитного симпозиума «Восточный экспресс новых возможностей», прошедшего на площадке XXVIII Российского онкологического конгресса.

Дискуссию открыла заведующая отделением химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена (филиал НМИЦ радиологии) Лариса Болотина. Эксперт представила китайское исследование 2021 года, опубликованное в The Lancet Oncology, в котором ученые сравнили результативность камрелизумаба в комбинации с химиотерапией (ХТ) и эффективность плацебо вместе с ХТ у пациентов с этой локализацией ЗНО. «Исследование оказалось успешным, достигло своей первичной цели. Медиана выживаемости без прогрессирования оказалась близка к 11 месяцам в экспериментальной группе и была лишь 6 месяцев в группе контроля – у пациентов, которые получали только химиотерапию», – пояснила Болотина. Использование камрелизумаба, по словам эксперта, позволило снизить риск прогрессирования или смерти на 49%. В финале своего выступления Лариса Болотина выразила надежду, что в ближайшее время российские врачи получат реальную возможность применять этот режим лекарственной терапии.

О действенности камрелизумаба при терапии плоскоклеточного рака пищевода (ПКРП) говорил в своем выступлении заведующий химиотерапевтическим отделением Московской городской онкологической больницы №62 Даниил Строяковский. ПКРП, подчеркнул клиницист, входит в четверку самых трудноизлечимых видов ЗНО, при которых «летальность ближе всего подходит к заболеваемости». Как выяснилось в результате исследований, у камрелизумаба другой механизм действия и другая результативность, чем у прочих анти-PD-1 препаратов. В частности, в ходе клинических испытаний, в которых приняли участие 457 пациентов с ПКРП, была доказана эффективность нового ингибитора PD-1 в качестве поздней линии терапии: до 6 месяцев дожили 21,6% больных, получавших камрелизумаб, и только 4,5% пациентов, проходивших ХТ, до годовой отсечки добрались 10% людей из первой группы. «В группе химиотерапии таких больных не существует, и мы это видим в реальной практике», – констатировал Строяковский. Особо докладчик выделил то обстоятельство, что камрелизумаб в большей степени помогает тяжелым больным, которые до этого проходили более двух линий терапии: «По сути, препарат является той спасительной палочкой, которая может этим больным помочь».

Более поздние исследования, по мнению Строяковского, доказали высокую эффективность нового ингибитора PD-1 и в качестве первой линии терапии ПКПР, и в качестве неоадъювантной химиоиммунотерапии, которую проходят пациенты, ранее не получавшие лечения, перед оперативным вмешательством.

Медиана выживаемости без прогрессирования составила год и у пациентов с неплоскоклеточным немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ): «Раньше мы говорили о годе общей выживаемости, а сейчас – почти год без прогрессирования». Ситуация с более агрессивным плоскоклеточным НМРЛ, по утверждению Строяковского, схожая.

О рациональности применения нового ингибитора PD-1 при терапии рака печени, рака коры надпочечников и рака желудка говорил с кафедры симпозиума заведующий отделением онкологии СПб больницы РАН Иван Рыков. По словам эксперта, исследования демонстрируют, что «спектр активности препарата аналогичен тому, что мы видим при использовании других видов иммунотерапии». В подтверждение этого тезиса Рыков сослался на работу, также опубликованную в The Lancet Oncology: авторы представленного в журнале исследования попытались оценить разные варианты введения камрелизумаба пациентам с гепатоцеллюлярной карциномой. При таком виде ЗНО иммунотерапия занимает первую-вторую позиции. «Без нее мы вообще сейчас не представляем лечение пациентов», – заявил Рыков, подчеркнув, что камрелизумаб продемонстрировал эфффективность, схожую с результативностью иммунотерапии пембролизумабом и ниволумабом.

Резюме от Рыкова прозвучало в том же ключе: эксперт поддержал скорейшее внедрение камрелизумаба в российскую клиническую практику и расширение показаний для применения препарата в терапии ЗНО.

Развитие темы использования в онкологии блокаторов PD-1 взял на себя заведующий научным отделом биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Евгений Имянитов. Докладчик, безусловный эксперт в молекулярной генетике, начал свое выступление с вопроса: «Не слишком ли много уже антител к PD-1»? По убеждению Имянитова, разные ингибиторы PD-1 имеют разные особенности влияния на организм: применяемые в России ниволумаб и пембролизумаб восстанавливают противоопухолевую активность T-лимфоцитов, но привлекают макрофаги, которые, в свою очередь, уничтожают часть противоопухолевых лимфоцитов. Камрелизумаб же, считает эксперт, имеет особенность строения молекулы, которая предотвращает такую реакцию.

Почему одна четвертая пациентов с раком легкого демонстрирует ответ на иммунотерапию, а у еще одной четверти происходит гиперпрогрессирование – диалог с аудиторией продолжил профессор Имянитов: «То есть, назначая препарат, вы ускоряете рост опухоли. Разумеется, что это абсолютно недопустимая реакция». Причиной негативного ответа, подчеркнул эксперт, выступают все те же макрофаги: «По-видимому, они еще выделяют какие-то вещества, которые провоцируют рост опухоли. Получается сама по себе инфильтрация макрофагами опухолевой ткани. Это нежелательное явление – оно может вызывать гиперпрогрессию». Вывод, по мнению Имянитова, очевиден: эффективность иммунотерапии увеличивается при уменьшении активности макрофагов.

«У камрелизумаба есть еще одна интересная особенность – он не только является инактиватором PD-1, но, помимо этого, обладает биспецифичностью – у него есть вторая мишень, он связывает фактор, который препятствует работе противоопухолевых лимфоцитов», – считает ученый. Таким образом, камрелизумаб не только восстанавливает противоопухолевый иммунитет в отношении Т-клеток, но еще и стимулирует ответ лимфоцитов для противодействия организма опухоли.

Во второй день работы конгресса, 14 ноября, состоялось организационное заседание Российского общества клинической онкологии (RUSSCO), завершившееся подписанием меморандума о взаимодействии между компанией «Петровакс Фарм» и RUSSCO. Как заявил в ходе церемонии председатель правления RUSSCO Дмитрий Носов, по условиям соглашения сообщество клинических онкологов будет помогать фармкомпании в проведении исследований, связанных с разработкой и внедрением в клиническую практику новых профильных разработок: «Петровакс» – динамично развивающаяся биотехнологическая компания с 28-летним опытом работы на отечественном фармрынке – сейчас много инвестирует, в том числе в R&D».

Носов_Цыферов 900х600.jpg

Михаил Цыферов (слева) и Дмитрий Носов подписали меморандум о взаимодействии НПО «Петровакс Фарм» и RUSSCO. 

Фото: Никита Закревский/Vademecum

Михаил Цыферов, президент «Петровакс», в свою очередь выразил RUSSCO благодарность за поддержку новых противоопухолевых продуктов компании. А следом сделал официальное объявление: 13 ноября Минздрав России одобрил выдачу регистрационного удостоверения ингибитору PD-1 камрелизумаб под торговым наименованием Арейма для лечения рака носоглотки и пищевода. Михаил Цыферов подчеркнул, что Арейма – препарат нового поколения с эксклюзивными показаниями для болезней, которые до этого не имели в российской практике иммуноонкологического лечения. А уже в следующем году «Петровакс», по словам президента компании, ожидает регистрацию еще двух препаратов.

онкология, клинические рекомендации, петровакс
Источник: Vademecum

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»

Светлана Федосимова: «Мы пришли, что называется, по адресу»