27 Июля 2024 Суббота

Скрипты по сусекам
Ольга Гончарова, Марина Кругликова, Тимофей Добровольский
2 марта 2015, 16:48
11234

Совокупный бюджет медицинской информатизации в 2014 году превысил 6,5 млрд рублей

Такое впечатление, что в 2014 году распорядители бюджетов разных уровней сопровождали финансирование ЕГИСЗ заклинанием «Чур меня, чур!». ФФОМС свернул масштабное субсидирование проекта, перекинув нагрузку на плечи регионов: по данным VADEMECUM, из более чем 6,5 млрд рублей бюджетных средств, совокупно потраченных в прошлом году госорганами на медицинскую информатизацию, почти 90% расходов понесли территории. Однако и на местах ситу­ация с выделением ресурсов на IT-сопровождение медицины складывалась очень по-разному – 19 субъектов РФ не потратили на внедрение ЕГИСЗ ни копейки, переложив финансовую ответственность на подотчетные им медучреж­дения.

НА ТРОИХ

В конце 2013 года представители IT-департамен­та Минздрава РФ объявили о завершении базового этапа информатизации здравоохранения, а заодно и о сворачивании масштабного федерального финансирования проекта. С 2014 года основные расходы по дигитализации отрасли ложились на региональные бюджеты.

Федеральное участие действительно было све­дено к скромной сумме примерно в 745 млн рублей. Наибольшую долю этого бюджета, свыше 314 млн рублей, освоила госкорпорация «Ростех», отвечающая за прикладные сервисы системы. «Финальная ответственность за то, чтобы рабо­тал федеральный уровень ЕГИСЗ, лежит именно на нас. И если не работает какой-то сервер, никто не разбирается, в чем проблема, все спрашивают с нас. В связи с этим мы очень плотно работаем с другими подрядчиками на федеральном уров­не», – поясняет роль в проекте дочерней структу­ры «Ростеха» ООО «Национальный центр инфор­матизации» заместитель гендиректора компании Александр Семенов.

На эти деньги в прошлом году оператор осу­ществлял три комплекса работ. Во-первых, компания занималась структурированием элек­тронных медицинских документов по ИЭМК, то есть каналом передачи пациентских данных из медицинской организации в федеральный центр. «В прошлом году появились такие доку­менты, как протокол лабораторных исследова­ний, протокол диагностических исследований, справка о допуске к управлению транспортным

средством – это те документы, которые сейчас будут передаваться из субъектов на федераль­ный уровень, и эта информация будет доступна из любого места, где она потребуется. Например, пациент сможет в любой момент, где бы он ни находился, ознакомиться с результатами исследований в своем личном кабинете», – рассказы­вает Семенов.

Второй блок работ был связан с Федеральной электронной регистратурой (ФЭР) и добавлением функционала по этому сервису в соответствии с замечаниями медицинских организаций. Тре­тий – с развитием возможностей регистров па­циентов по категориям и отдельным нозологиям. Кроме того, специалисты «Ростеха» расширяли потенциал коммуникационных сервисов, как с ре­гионами внутри системы, так и с внешним порта­лом государственных услуг. «Мы технологически готовы к тому, чтобы на портале стали появляться новые услуги для граждан в здравоохранении, – утверждает Семенов, – и сейчас продумываем их совместно с Минздравом и Минкомсвязи». И вообще, в «Ростехе» на перспективы инфор­матизации здравоохранения смотрят с оптимиз­мом: «Сейчас появился горизонт планирования, и теперь в области медицины мы можем не толь­ко исполнять свои обязательства, но и активно заниматься инновациями». Семенов убежден, что сегодняшнее наращивание компетенций поможет «дочке» «Ростеха» стать основным интегратором ЕГИСЗ: «Основные деньги системы сейчас – это не то, сколько заработает подрядчик, а деньги, ко­торые обеспечат экономию для государства и по­вышение эффективности всего бизнес-процесса. Кто поймет суть этого процесса и сможет сделать его более эффективным, тот и будет лидером на этом рынке. Мы надеемся, что будем играть здесь значимую роль именно за счет аккумуляции экспертизы и более быстрого доступа к ней».

«Вторым номером» в деле освоения федераль­ных субсидий на ЕГИСЗ в 2014 году стал НИИ «Восход», с которым Минздрав заключил кон­тракт на 200 млн рублей. Интегратор получил подряд на создание каналов связи и поддержку основной площадки обработки данных. Примерно такую же сумму получил из бюджета «Росте­леком», сосредоточивший усилия на работах с резервной площадкой ЦОД. Отдельной статьей расходов федерального бюдже­та стали трансферты на информатизацию здра­воохранения Крымского ФО, осуществленные по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значе­ния Севастополя до 2020 года». В прошлом году центр успел профинансировать только Севасто­поль – на IT-сопровождение медицины региону было выделено 30,3 млн рублей. «Фактически информатизацию в регионе пришлось начинать с нуля – строить каналы связи, закупать компьютеры и другое оборудование. Сейчас базовые работы уже завершены, и в этом году мы сможем уже вплотную заняться сервисами», – рассказал директор государственного бюджетного учрежде­ния здравоохранения Севастополя «Медицинский информационно-аналитический и лабораторный центр» Иван Сагайдак. На региональный фраг­мент ЕГИСЗ Крыма по программе планировалось выделить 149,14 млн рублей, но медицинская информатизация в республике так и не началась. «Деньги, которые выделялись из федерального бюджета на всю программу модернизации здра­воохранения Крыма, не были освоены в полном объеме, – призналась представитель Минздрава Крыма Татьяна Волоценко. – На информатизацию в прошлом году денег потрачено не было, и она у нас не проводилась».

КАРМОЙ ШИРЕ

По данным IT-департамента Минздрава РФ на декабрь 2013 года, госорганы в субъектах РФ планировали в 2014 году выделить на информа­тизацию здравоохранения в общей сложности не более 1,5 млрд рублей. Но по факту объем средств, отпущенных из региональных бюджетов на ЕГИСЗ и благополучно потраченных, составил более 5,8 млрд рублей (подробнее – на карте «Посильная проводка»). Такие данные аналитический центр VADEMECUM получил, опросив представителей ре­гиональных министерств и департаментов здраво­охранения, связи, МИАЦ и других ответственных за дигитализацию медицины органов власти.

Значительное расширение первоначальных фи­нансовых планов обусловлено в первую очередь масштабными денежными вливаниями в инфор­матизацию столичной медицины. Как рассказал в интервью VADEMECUM заместитель руководителя Депар­тамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, реальные расходы города на программное обеспечение для медицинских организаций более чем вдвое превысили плано­вые, составив почти 1,8 млрд рублей (подробнее – в интервью на стр. 28).

Реальные затраты превысили плановые показа­тели еще в нескольких регионах. Как сообщал VADEMECUM в январе 2014 года Минздрав Челябинской области, на мероприятия по информатизации здравоохранения в тот момент планировалось выделить 30,8 млн рублей, но реальные затра­ты оказались втрое больше. Разница между планом и фактом, правда, заметно менее су­щественная, сложилась и в Липецкой области. «Мы израсходовали 25,8 млн рублей вместо запланированных 24 млн, – говорит начальник профильного отдела регионального Минздрава Владимир Карноза. – Нам не хватало средств, и, сэкономив по другим программам, мы смог­ли «передвинуть» дополнительные средства на информатизацию».

Впрочем, в ряде регионов вышло ровно наобо­рот – первоначальные информатизационные бюджеты были секвестированы. «По програм­ме информатизации у нас был предусмотрен бюджет в размере 1 млн рублей, но в кон­це года была внесена корректировка, мы эти деньги направили на другие цели, оставив только 300 тысяч рублей на централизованное приобретение программных продуктов», – рассказал VADEMECUM представитель Департамента здравоохранения Чукотского автономного округа.

Но в целом экономия средств в регионах, ох­ваченных исследованием VADEMECUM, была не очень существенной – в пределах 1 млн рублей. При­близительно такую сумму удалось, например, сэкономить в Сахалинской области. В Томской области снижение затрат составило 140,4 тыся­чи рублей. В большинстве же территорий план и факт совпали на 100%.

Внедрение ЕГИСЗ в регионах проходит нерав­номерно, а потому и цели расходов разнились – кто-то тратил деньги на развитие и апгрейд сервисов, кто-то – на закупку компьютеров и про­ведение каналов связи, где-то затраты дробились на множество объектов. В Липецкой области, на­пример, средства регионального бюджета в сумме около 5 млн рублей были направлены на установ­ку PACS-системы для шести сосудистых центров, поддержание и аттестацию продуктов, закуплен­ных ранее по программе модернизации, а так­же на приобретение компьютеров, обновление ПО и защиту линий связи. В Иркутской области 4,5 млн рублей бюджетных средств областной МИАЦ потратил исключительно на программ­ное обеспечение. В Нижегородской области 3,6 млн рублей хватило лишь на оплату аренды помещений центра обработки данных. «Почему так дорого? Потому что это персональные дан­ные, отягощенные шифрами МКБ, а это защита по первому уровню», – объясняет экономику расходов замдиректора по информатике МИАЦ Нижегородской области Людмила Чиненкова.

19 регионов в 2014 году не потратили на регио­нальные фрагменты ЕГИСЗ ни копейки. Причи­ны нулевого финансирования две – либо терри­тории завершили основную часть работ раньше, во время базового этапа информатизации, либо у региона банально не было денег. «На первом этапе информатизации у нас были налажены каналы связи, поставлено оборудование, внедре­ны сервисы, – рапортует об успехах представитель МИАЦ Краснодарского края Максим Корогод. – В 2012 году работе с системой были обучены 12 тысяч врачей. Кроме того, в нашем регионе была отлажена целая система телемедицин­ских консультаций». Поэтому финансирование поддержки отдельных фрагментов системы край переложил на конкретные медицинские учреж­дения. А вот власти Ивановской области, может быть, и хотели бы потратить деньги на ЕГИСЗ, но дефицитный бюджет региона эти желания обслужить не смог.

ГЛИССЕ ЭНТУЗИАСТОВ

Регионы, вовсе не сумевшие профинансировать работы по ЕГИСЗ или испытывавшие фатальные трудности с бюджетированием проекта, «деле­гировали» ответственность за судьбу информатизации подчиненным. То есть медучреждения должны были выкраивать из выделяемых им территориальными фондами ОМС денег средства на приобретение компьютеров, поддержку МИС и другие IT-нужды.

Суммировать подобные траты из-за большого количества учреждений по всей территории стра­ны и многообразия видов закупочных конкурсов практически невозможно. Но опрос VADEMECUM показал, что медучреждения подходили к задаче с разной степенью энтузиазма. Заместитель главного врача Всеволожской КМБ Татьяна Гришанова рассказа­ла, что больница самостоятельно, как сумела, построила внутренний сегмент ЕГИСЗ: «Поскольку регионального бюджета у нас пока нет, то мы собственными силами компьютеризировали рабо­чие места и установили программы, которые нам более-менее подходили».

А главный врач костромской ЦРБ Александр Иванов ждет, когда проблему поставки в его учреждение информационной системы решит региональная власть: «Я всего лишь исполнитель и могу сказать, что мы работали с информацион­ной системой, потом вдруг было принято решение от нее отказаться. Почему, я не знаю, меня не ста­вили в известность. И сейчас мы просто ждем, когда нам поставят новую».

Роман Хаконов, главврач ЦРБ Майкопского района, может быть, и хотел что-то вложить в поддержку IT-обеспечения своей больницы, но у него нет на это средств, да и инфраструк­тура не готова: «Более 50% рабочих мест у нас недоукомплектовано компьютерами – это кри­тично. Кроме того, из-за географических осо­бенностей региона в отдаленных горных районах интернета нет, из-за этого программы работают плохо. Мы пишем заявки в региональный Минз­драв, но они возвращаются с отказами – бюджет­ных средств не хватает».

информатизация здравоохранения

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении