Москва, по оценке Минздрава России, развивает единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) заметно успешнее других регионов страны. Но и передовой в цифровом смысле столице не всегда удается побороть аналоговые традиции. О причине сбоев VADEMECUM рассказал заместитель главы Департамента информационных технологий Москвы, генеральный конструктор городской ЕМИАС Владимир Макаров.
«МЫ БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСЕ ПЕРЕНЕСЛИ ИЗ-ЗА РУБЕЖА»
– Вы подошли к строительству ЕМИАС с амбулаторно-поликлинической позиции. Почему?
– Потому что было бы неразумно перечеркнуть все, что за последние 10 лет было вложено в создание МИС стационаров. А вот в поликлиниках города не было ничего, поэтому мы и начали решать задачи информатизации амбулаторного звена с помощью единой централизованной системы.
То информационное наследие, которое мы имеем в стационарах, правильно сохранить и с точки зрения логики. Городу неинтересно видеть, например, температурные листы госпитализированных больных. В электронной карте для обеспечения преемственности медицинской помощи достаточно только сухого остатка в виде выписного эпикриза. Поэтому стационары у нас стоят особняком, и они будут информатизироваться за счет локальных МИС. Тем более что после укрупнения каждый стационар – это целая агломерация с абсолютно разными бизнес-процессами, и сделать единую информационную систему, которая подойдет всем стационарам, практически невозможно.
– Так, может быть, стоило опереться на мировой опыт?
– Нашему проекту нет аналогов в мире, с учетом масштаба такого мегаполиса, как Москва, и специфики отечественной системы здравоохранения. Мы, конечно, пробуем применить опыт зарубежных коллег. Например, недавно мы работали над речевыми технологиями, чтобы дать возможность надиктовывать врачам те или иные документы. Система должна распознавать голос, и врачу остается что-нибудь поправить в тексте. Эта система прекрасно работает у них, но абсолютно не прижилась у нас. Вспомните, в западных фильмах врач надиктовывает информацию на диктофон, а потом отдает записи на расшифровку стенографисткам. У нас же врачи сказали, что им неудобно пользоваться гарнитурой или микрофоном. Они просто не восприняли эту систему.
Если бы такая возможность была, мы бы с удовольствием все перенесли из-за рубежа, а не занимались этой непростой работой, которая у нас, мягко говоря, не всегда с первого раза получается.
– Что именно не получается?
– Мы довольно часто ошибаемся и переделываем все несколько раз. Но мы проходим этот путь впервые и не можем сделать все сразу идеально. Например, систему управления живой очередью в поликлинике мы переделывали раза три точно. Это происходит из-за того, что нам просто не хватает человеческих и временных ресурсов. Например, чтобы выпустить очередное обновление, обычно требуется не менее трех недель на предварительное тестирование. У нас этого времени просто нет – иначе врачам и пациентам придется годами ждать новых сервисов.
Это становится и причиной периодических «падений» системы. Нам понятно, как бороться с этим, но если мы хотим сохранить текущую динамику в развитии системы, приходится жертвовать ее бесперебойностью. Конечно, нам стыдно за эти проблемы, потому что это технические ошибки программистов. Хотя бывают падения, в которых мы не виноваты. Однажды во всем городе «легли» электронный рецепт и часть инфраструктуры из-за скачка напряжения. И, как оказалось, он был вызван тем, что доктор положил на клавиатуру стопку документов, а ее основной вес пришелся на клавишу Enter. В систему беспрерывно грузились какие-то отчеты.
– Как финансируется создание ЕМИАС?
– Основной источник финансирования государственных медучреждений – это фонд ОМС, который, в свою очередь, финансируется из средств города Москвы. Источник один, но деньги можно тратить по-разному. Существуют две формы финансирования. Первая из них централизованная, когда наш департамент получает средства на информатизацию и тратит их на создание единой структуры. Для амбулаторно-поликлинического звена мы выбрали именно эту форму финансового обеспечения, поскольку там все нужно было делать с нуля.
Для стационаров же единственно правильный путь – предоставить средства на информатизацию в их распоряжение. Для нас важно, чтобы выписной эпикриз оказался в амбулаторной карте больного. А как именно они это делают – решение стационара.
Есть в Москве один неплохой с точки зрения оказания медицинских услуг роддом, где администрация уже много лет занимается внедрением медицинской информационной системы. И она у них действительно работает. Врачи показывали нам, как они работают с электронными историями болезней. А потом все бумаги они распечатывают и вклеивают в медицинскую карту, потому что в бумажном виде ее никто не отменял. И в эту бумажную карту все результаты исследований вклеиваются по группам: сначала УЗИ, потом анализы крови и так далее. Мы поинтересовались, зачем они вклеивают их в таком странном порядке, на что получили исчерпывающий ответ: «А так искать проще». Вот тут вся информатизация и заканчивается.
– Сколько денег направлено на информатизацию московского здравоохранения в 2015 году?
– Портфель всех наших запланированных проектов по информатизации – а Департамент информационных технологий занимается не только здравоохранением – обычно в два раза превышает изначально выделенный объем финансирования, и это нормально. Расходование средств в течение года идет в соответствии с приоритетами и скоростью развития проектов, зачастую удается оптимизировать затраты. В 2012 году мы получили от мэра Москвы допфинансирование на ряд проектов в размере 8 млрд рублей. А в конце года мы благополучно вернули 10 млрд рублей. Нам не просто не понадобились дополнительные средства – у нас остались лишние из того объема финансирования, которое изначально было направлено из бюджета. И если меня спросят, сколько денег понадобится на информатизацию здравоохранения в этом году, я на этот вопрос ответить не смогу. Если тиражирование электронной медицинской карты пойдет теми темпами, на которые я рассчитываю, то это одна история, если нет – другая.
«ЗАХОДЯ В МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ, МЫ НАЧИНАЛИ С УСТАНОВКИ РОЗЕТОК»
– И все же есть показатели, на которые вы ориентируетесь?
– Существуют индикаторы минимального-максимального объема, на который мы можем рассчитывать. Изначально мы всю информатизацию в поликлиническом комплексе построили на сервисной модели – мы покупаем услугу, в которой уже учтена амортизация. Например, мы не покупаем принтеры, а покупаем сервис печати со всем обслуживанием, заменой картриджей и так далее. Единственный сдерживающий фактор – это бумага, иначе у нас некоторые поликлиники имеют все шансы превратиться в типографии. И наши амортизационные издержки, естественно, достаточно велики, но мы уже оптимизировали некоторые из них. Если в 2013 году у нас на поддержание системы ушло около 3,9 млрд рублей, то в 2014-м расходы на этот блок сократились до 2,7 млрд рублей, а в этом году они предположительно составят 2,2 млрд рублей.
Минимальный индикатор финансирования, необходимый нам в этом году, – 1,3 млрд рублей. В случае если потребуется дополнительное финансирование, мы можем смело рассчитывать на дополнительные 200–300 млн рублей.
– То есть сокращение финансирования связано исключительно с оптимизацией издержек?
– За четыре года, в течение которых мы занимаемся ЕМИАС, нам ни разу не отказали в финансировании.
Когда мы в 2011 году заходили в медучреждения, там не было ничего с точки зрения информатизации. Нам пришлось устанавливать даже электрические розетки, даже их не хватало. Тогда в отрасли функционировали 40 тысяч компьютеров, из которых 38 тысяч – со сроком службы более пяти лет, то есть они попросту устарели. В среднем было по три-четыре компьютера на поликлинику. В 2012 году мы закупили для первичного звена около 30 тысяч компьютеров, покрыв на 102% реальные потребности. И если в 2012-2013 годах нам требовались крупные финансовые вливания, то сейчас траты заметно сократились.
Помимо этого, мы смогли направить на развитие ЕМИАС сэкономленные средства и потратить, например, в 2013 году 1,7 млрд рублей вместо запланированных 1,5 млрд. А в 2014 году плановые расходы в 800 млн рублей мы увеличили до 1,8 млрд – именно благодаря сокращению операционных издержек.
– Можно сказать, что внедрение ЕМИАС начинает окупаться?
– Большинство операторов здравоохранения рассматривают внедрение информационных технологий как точку затрат. А ведь экономическую эффективность очень легко посчитать. Например, в прошлом году мы анонсировали запуск сервиса электронного рецепта для льготников. В год таких рецептов выписывается в Москве около 12,5 млн. И многократные тайминги, которые мы проводили, показали, что на оформление льготного рецепта уходит около 3,5 минут. Составление электронного рецепта занимает 30 секунд. Таким образом, в год мы получаем 600 тысяч высвобожденных человеко-часов, которые врач может потратить непосредственно на оказание помощи пациентам. Это эквивалентно работе шести поликлиник, не говоря уже о расходах на изготовление бланков, логистику, отчетность и так далее. Сейчас уже 78% льготных рецептов оформляют в электронном виде.
«ЕСЛИ БЫ НОРМАТИВКОЙ ЗАНИМАЛИСЬ ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ, ПРОБЛЕМ БЫЛО БЫ МЕНЬШЕ»
– Сколько московских поликлиник уже работают в системе ЕМИАС?
– На сегодняшний день в Москве все поликлиники охвачены информатизацией, кроме тех, что открылись пару месяцев назад, и тех, где проходит капитальный ремонт. В Новой Москве ЕМИАС пока не работает: там живут 250–280 тысяч человек, а средства, необходимые для информатизации этой территории, сопоставимы с инвестициями, которые идут в Москве на здравоохранение.
В перспективе было бы неплохо так выстроить работу и в Московской области, чтобы обеспечить создание единого информационного пространства между ними, в том числе и в здравоохранении, поскольку между Москвой и Подмосковьем постоянно курсируют миграционные потоки. Люди из области едут на работу в Москву – и получают медицинскую помощь здесь. А москвичи летом ездят на дачи в Подмосковье, и им может понадобиться медпомощь там. Здесь нам еще предстоит поработать.
– Вы планируете начать эту работу уже в 2015 году?
– В этом году я планирую заниматься всем, что так или иначе связано с экономикой здравоохранения, а также развитием сервисов, которые позволят еще больше освободить время врачей в поликлиниках, чтобы направить его на обучение по использованию ЭМК. Электронная медкарта в 2015-м будет поэтапно разворачиваться в столичных медучреждениях. В этом году мы рассчитываем создать порядка 2 млн ЭМК пациентов.
– То есть бумажная карта для этих 2 млн пациентов будет упразднена?
– Внедрение ЭМК не предполагает отмены бумажных карт. В определенных случаях это оправдано, например, при оказании медицинской помощи на дому. К тому же для пожилых людей важно само наличие подтверждающей бумаги. Простой пример: записаться на прием к врачу в Москве можно разными способами – через мобильное приложение, call-центр, портал госуслуг и другие интернет-порталы, регистратуры поликлиник, инфоматы. Мы долго пытались понять, почему большинство людей предпочитают записываться именно через инфоматы. Ответ оказался очень прост: они выдают бумажку. Тут срабатывает психологический фактор. Именно поэтому сейчас многое дублируется на бумаге. Чтобы этого не было, необходимо, чтобы произошли определенные изменения в ментальности.
Разумеется, наша задача – добиться сокращения количества бумажных документов. Но это требует и нормативно-правового обоснования – например, изменений в приказ Минздрава от 1980 года, который устанавливает альбомную форму медицинских документов. Минздрав работает над этим с 2011 года и пока не может его изменить, такой это сложный процесс.
То же самое касается электронных рецептов. Мы не можем на 100% отказаться от рецептов в бумажном виде – хотя все, с технической точки зрения, уже давно готово, потому что в ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» написано: «Рецепт – это письменное назначение лекарственного средства». Соответствующие поправки уже разработаны и предложены, но процесс внесения изменений в законодательство никто не в силах ускорить.
Чтобы отказаться от бумаги, нужно внести изменения не только в один этот закон – придется также изменить соответствующий приказ Минздрава, который определяет форму бланков и порядок назначения лекарственной терапии, а чтобы сделать это, необходимо внести изменения в полномочия Минздрава, для чего необходимо соответствующее постановление правительства. Это очень непростая цепочка. Конечно, если бы этим занимались последние пять лет, возможно, проблем было меньше. Но история не терпит сослагательного наклонения, и важно то, что эта работа активно ведется сейчас и принесет свои плоды в обозримом будущем.