27 Июля 2024 Суббота

«По факту получается разговор глухого с немым»
Дарья Шубина Мединдустрия
5 марта 2020, 8:54
Фото: facebook.com
5881

Гендиректор компании «Независимые страховые консультанты» Сергей Катаргин - о том, каким рынок ДМС видится страховому брокеру

Перманентный дефицит взаимопонимания между участниками системы добровольного медицинского страхования, главным образом страхователями и страховщиками, сформировал бизнес-нишу специализированных брокеров, которые, естественно за комиссию, берутся за составление медицинских программ под конкретного клиента, проведение тендеров и дальнейшее сопровождение страхователя. О том, как рынок ДМС устроен изнутри, Vademecum рассказал генеральный директор брокерской компании «Независимые страховые консультанты» Сергей Катаргин.

– Как вы оцениваете актуальное состояние рынка ДМС?

– В цифрах рынок не растет – корпоративные бюджеты не меняются либо сокращаются. При этом внутри происходит консолидация – десятка крупнейших страховщиков держит 70% всего рынка, и этот процесс продолжается. Все сказанное касается страхового рынка в целом, но в сегменте ДМС этот тренд еще более ощутим.

– Вы, наверное, имеете в виду слияние «Согаза» и «ВТБ Страхования»?

– Это самый яркий пример. На объединенную компанию приходится более 40% рынка ДМС. Работать на таких объемах непросто даже гибкому игроку, а для «Согаза» это вообще вызов. Раньше компания была ориентирована на свои активы, а не на рынок. Большая структура, процессы двигаются не очень быстро, требуется много согласований. Теперь все это надо перестраивать. «ВТБ Страхование» – компания, построенная с нуля, они изначально все сделали правильно с точки зрения компетенций, IT-решений, работы с клиентами – гибкое ценообразование, быстрое согласование любых изменений в договорах и так далее. Делалось все для того, чтобы быстро набрать портфель застрахованных, и у них это действительно получилось.

– То, что Сбербанк досрочно разорвал контракт с «Согазом», на ваш взгляд, следствие неотлаженности процессов?

– Трудно судить, не зная деталей, поэтому от комментариев по этому поводу воздержусь. Могу лишь сказать, что расторжение договора до окончания года – это всегда трудное решение для компании-страхователя, так как она рискует не получить налоговые льготы – сократить налог на прибыль на сумму, потраченную на договор ДМС.

Справедливости ради замечу, что и страховщику трудно учесть все, что хочет клиент. Все хотят получить услугу подешевле да побольше, но если углубляться в детали, то не так уж просто обеспечить хорошее соотношение «цена/качество». Клиент считает, что он все знает, и он прав, специалист страховой компании – тоже, а по факту получается разговор глухого с немым.

– Вы участвуете в тендерах на стороне клиента?

– Мы выступаем «переводчиком», наша задача – сократить вот эти разговоры и взаимные претензии до минимума. Тендер вообще процедура непростая. Недавно общались с коллегами из одной крупной фармкомпании, так они полгода «убили» на тендер по ДМС.

– В чем сложность?

– Предположим, в тендере участвуют десять страховщиков, а это значит, что с представителем каждого надо наладить связь, понять, что он реально может предложить, и привести все к потребностям компании. У клиентов, даже крупных, часто нет ресурсов и времени на всю эту работу. От нас же он получает красивую табличку с нашими рекомендациями, выбирает страховщика и уже общается с ним напрямую. В этот момент и выясняется, насколько эти две стороны живут в разных мирах.

Если клиент заключает напрямую договор со страховой компанией, то он взаимодействует с продавцом, задача которого – выполнить план продаж, а реальным сопровождением будет заниматься совсем другой специалист. Брокеры контролируют все аспекты взаимодействия с клиентом.

Брокеров любят очернять, мол, мы являемся посредниками и существуем только ради процента. Но наши критики забывают, что у собственных продавцов страховых компаний тот же процент заложен в премию, так что, в конечном счете, клиент все равно заплатит. Вопрос – за что?

– Какая у вас комиссия?

– До 10% – в зависимости от суммы договора и других нюансов.

– Тендеры в сегменте ДМС – это же не системная вещь и со стороны страхователя добровольная. Зачем они проводятся?

– Это логично – искать лучшее предложение через тендер. Без того сложную процедуру, кстати, может усложнять и внутренняя специфика компании. Принять решение в ту или иную сторону может кто угодно и на любом этапе. Свежий пример – мы проводили тендер для одного иностранного клиента, опросили нескольких страховщиков, подготовили «срез». Но тут в переговоры включается HR-директор и говорит, что они из всех компаний выберут одну, конкретную. Причем с не самым низким ценником. Аргумент: «Я знаю, что происходит в этой страховой компании». И знаете, его мнение оказалось решающим.

– Какие еще требования, помимо субъективных, предъявляют ваши клиенты к страховщикам?

– Наполненность программы и ее ценник, время дозвона на пульт, количество и регалии врачей-кураторов страховой компании. Клиники – в Москве этот список у всех примерно одинаковый, а в регионах пул клиник-партнеров у разных страховщиков может очень сильно отличаться.

– Частные клиники, вероятно, интереснее, чем государственные?

– Не сказал бы. ДМС дает возможность выбирать как частников, так и государственные медучреждения. Да, у клиентов есть стереотип, что в госклинику они и по ОМС могут сходить. Но полис ДМС позволяет многие услуги получить кратно быстрее. Например, по ОМС человек МРТ будет ждать месяц, а по ДМС – усилиями страховщика все получит гораздо раньше. В крайнем случае ему найдут другое медучреждение.

– Насколько клиенты готовы к франшизе, которую уже не один год пытаются внедрять страховщики?

– По-разному. Если правильно донести ценность франшизы до клиента, то многие понимают, что этот инструмент позволяет контролировать бюджет ДМС. Франшиза также может дать возможность включить в программу более дорогостоящие медорганизации. Например, одному клиенту мы сделали программу, в которой оставили часть клиник без франшизы, а часть сделали с франшизой в 10%.

– Как программы сегодня варьируются по цене?

– Диапазон весьма широк – от 10 тысяч рублей за годовое прикрепление одного сотрудника до 250 тысяч. Все программы отталкиваются от пожеланий клиента. Например, очень часто многие сотрудники хотят лечиться в «Медси». Соответственно, берем за ориентир стоимость прикрепления к «Медси», а дальше появляются дополнительные запросы и дополнительные клиники – рядом с домом или с работой, предполагающие возможность вызова врача на дом, стоматологию и так далее.

Стационары делятся на три уровня. Там другие расценки – от 3-4 тысяч до 15 тысяч рублей в год на человека. Есть стационарные программы за 25 тысяч рублей в год – это нестандартная очень широкая программа. Стоит отметить, что стационарное обслуживание можно только «докупить» к поликлинической программе, отдельно оформить эту опцию нельзя.

– Если в компании работают, скажем, тысяча человек, то какой у нее может быть средний бюджет на ДМС?

– В среднем по стране – 15–20 тысяч рублей на одного застрахованного в год. Чем меньше людей, тем выше стоимость. В Москве, например, минимальная ставка – 30 тысяч рублей. В регионах все дешевле в полтора-два раза. Средний чек в Москве, по нашим подсчетам, составляет 40 тысяч рублей на одного застрахованного в год, в регионах – 10–12 тысяч рублей.

– Клиники часто сетуют на то, что таких средних чеков недостаточно для оказания полноценной медпомощи. Что вы по этому поводу думаете?

– Клиника должна понимать, что работа по ДМС в любом случае предполагает ограничения и исключения. Просто надо уметь с этим работать, договариваться со страховщиками. Думаю, перспективным инструментом в этом смысле может стать франшиза – этот инструмент учитывает рост убыточности страховщиков и одновременно дает клинике возможность оказывать более широкий спектр услуг.

Для более тяжелых заболеваний есть отдельные опции и продукты, например, онкострахование. Этот продукт возник как раз из практики корпоративного ДМС. У нас были такие случаи – в коллективе заболел сотрудник, что делать с ним? Сейчас страховщики просто открепляют его от договора ДМС.

– Онкострахование анонсировалось не раз, тем не менее тема пока так и не «полетела». Как думаете, почему?

– Первые такие программы были очень дорогими – стоимость доходила до $3 тысяч в год, но даже крупные клиенты были готовы платить не более 3 тысяч рублей. Потом стали появляться продукты по $200–300, но предполагающие при этом ценнике лечение в Израиле, Германии, Испании. Сейчас есть программы, включающие и российские клиники – частные и государственные. Операции, например, делают в крупных госмедцентрах, а химиотерапию – в небольших частных. Но в корпоративном сегменте на такие предложения спрос по-прежнему невысок. По статистике, в рабочем коллективе в год диагностируют одно онкозаболевание на 500–1 000 сотрудников, поэтому такой продукт корпоративными клиентами не востребован. Я убежден, что онкостраховку можно и нужно реализовывать в более массовом сегменте физлиц.

– Каким образом? Ведь ДМС традиционно не пользуется большой популярностью среди физических лиц.

– Я верю, что наш продукт будет популярен. Мы договорились с одной страховой компанией, разработали две программы – за 5 тысяч и 15 тысяч рублей в год. И та и другая включает все нозологии в разделе «злокачественные новообразования» по МКБ-10 и рассчитана на клиентов от 18 до 60 лет. Продавать планируем «коробочный» продукт через сеть страховых агентов.

Страховка начинает работать, когда человек что-то почувствовал, у него нашли опухоль и районный онколог поставил диагноз. Застрахованный звонит в страховую компанию, та передает его ассистанс-компании, которая уже ведет пациента. У нее налажен контакт с клиниками, есть пул врачей. Мы параллельно помогаем верифицировать диагноз и даем клиенту «второе мнение», если потребуется. И самое главное, мы планируем помогать пациентам, которые уже болеют, с маршрутизацией по ОМС. Пилотные продукты уже готовы к продаже, вот-вот начнем.

дмс, катаргин, согаз, втб, страхование
Источник: Vademecum №1, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении