27 Июля 2024 Суббота

«Системная ошибка – желание быстро вернуть инвестиции»
Дарья Шубина Мединдустрия
25 февраля 2020, 10:38
Фото: Максим Новиков / Vademecum
7000

На какие грабли постарается не наступать топ-менеджер объединенной сети «Доктор рядом» и «Ниармедик»

До конца февраля 2020 года должно завершиться слияние двух заметных игроков столичного рынка медуслуг – «Доктор рядом» и «Ниармедик». Объединенная сеть из 30 точек, как прогнозируется, должна показать по итогам 2019 года выручку в 1,9 млрд рублей. Инициировала консолидацию Мария Коломенцева, получившая богатый управленческий опыт в ГК «Медси» и назначенная в апреле 2019 года гендиректором сети «Доктор рядом». Топ-менеджер рассказала Vademecum, каким ей видится будущее новой компании и российского рынка медуслуг.

«ОТДЕЛЬНОЕ ИСПЫТАНИЕ – ДОЛОЖИТЬ, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

– Когда вы поняли, что работать врачом вам неинтересно?

– Лет через пять после начала клинической работы появилось желание реализовать себя в качестве управленца. Это не значит, что мне не нравилась специальность. Я врач ультразвуковой диагностики, работала много, и мне это, правда, нравилось. Но в какой-то момент поняла, что делаю одно и то же, а это для меня, пожалуй, самое некомфортное ощущение. Был 2004 год, помню, я даже стала смотреть «по сторонам» – думала, не стоит ли поменять вообще отрасль или хотя бы освоить новый медицинский профиль. Но тут профессор Геннадий Коновалов предложил организовать в структуре «Медси» центр экстракорпоральных методов лечения, нужен был операционный руководитель, и эту роль предложили мне. Это был совершенно уникальный опыт – первая управленческая позиция и сразу в инновационном центре.

– Что в нем было особенного?

– Методы экстракорпорального лечения нередко применяются в случаях, когда другие варианты исчерпаны. Атеросклероз и другие нарушения липидного обмена, лечение системных аутоиммунных ревматических заболеваний, сахарный диабет, случаи, когда необходима иммунная поддержка организма. В других коммерческих клиниках до сих пор нет подобных центров компетенций, поэтому перспективы этого направления были очевидны. Надо было выстроить процессы оказания медицинской помощи, подобрать кадры, выработать систему управления и мотивации для них, отвечать за качество медицинской помощи и финансовый результат центра. С последним было поначалу сложнее всего, план регулярно не исполнялся в первое время. Так что совет директоров заседал у нас часто – раз в две недели. Это было отдельное испытание – доложить о том, что не получилось, а потом идти и вдохновлять на победы сотрудников. И все равно драйва было невероятно много. Стало понятно, что управлять мне действительно нравится. К 2006 году центр вышел на позитивный финансовый результат, а я перешла на позицию заместителя гендиректора по инновациям.

– За что конкретно пришлось отвечать в этом качестве?

– Инновации в нашей отрасли могут быть двух видов. Первый – внедрение технологий и компетенций, которые на рынке пока никто другой не предлагал. Это касается как медицинских технологий, так и внедрения новых процессов. Второй – внедрение того, чего нет еще в пределах твоей компании. Например, тогда мы запустили центр лечения сахарного диабета с кабинетом диабетической стопы. В это направление частники до сих пор идут очень неохотно из-за того, что пациенты получают льготные препараты и зачастую привязаны к госмедучреждениям. Нам же тогда удалось «вписать» лечение диабета в программы ДМС.

С точки зрения управления, уже тогда, в середине 2000-х, серьезно стояли вопросы оплаты труда и системы мотивации медперсонала. Стало понятно: для того чтобы медицинское учреждение было финансово эффективным, необходимо медицинский персонал рассматривать в качестве основного ресурса, который оказывает медицинскую помощь и приносит финансовый результат. И фонд оплаты труда (ФОТ) – это основная часть затрат. Тогда я взяла на себя ответственность за разработку системы мотивации. Понятно, редко бывает, когда зарплатой довольны все. Важно было сформировать прозрачную систему дохода, сохранив гибкость и индивидуальный подход, разработать систему мотивации с фокусом на подбор и удержание людей с высоким уровнем профессиональной экспертизы.

– И какую систему мотивации вы предложили?

– Модели разрабатывали под каждую специальность, учитывая дефицит специалистов. Кроме того, важно было учесть активность и пассивность сотрудников. Смотрели и на то, какова основная функция сотрудника в той или иной специальности. Раньше всегда и во всех клиниках «обделенными» оказывались терапевты, неврологи, педиатры. Они – заложники одной услуги. Когда «по линеечке» ставили всем процент стимулирующих выплат, эти врачи всегда оказывались в очереди последними. А это самые важные базовые специальности, и если у вас нет терапевтов – у вас нет поликлиники. Соответственно, мы подняли статус этих специалистов, оценивали их по квалификации и качеству работы. Важным фактором являлась личная вовлеченность врача.

– Как вы оценивали качество их работы?

– Можно – по исполнению диагностических стандартов, можно – по исходам заболеваний. Отвечал за это завотделением, который мог проверить медицинские карты, посмотреть результаты лечения, поговорить с врачами на врачебных комиссиях. У каждого завотделением был свой мотивационный фонд, из которого производились выплаты сотрудникам. Такая схема работы сегодня стала достаточно распространенной. Да, она может казаться непрозрачной и этот вопрос часто витает в воздухе, но любой заведующий отделением – это управленец, и он должен иметь возможность финансово мотивировать своих подчиненных.

«СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ КЛИНИКУ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ЧАСТЬЮ ЖИЗНИ ВРАЧА»

– Нынешний дефицит кадров и попытки государства это исправить, например, с помощью искусственного увеличения уровня зарплат, поставили частников в непростую ситуацию. Многие резонно опасаются, что попросту не смогут привлечь врачей на работу, обеспечить им адекватную оплату труда. Каков ваш прогноз?

– Ситуация действительно сложная. ФОТ – основная часть расходов в амбулаторной практике. В последние годы все частные клиники ощущают дефицит персонала, а дефицит качественного – вдвойне. Это касается совершенно разных специальностей – терапевтов, врачей общей практики, педиатров, гастроэнтерологов, врачей ультразвуковой диагностики. Заработная плата в госсекторе растет как на дрожжах. Ты должен быть готов, что сегодня принимаешь специалиста по одной «стоимости», а через три месяца его цена на рынке труда уже другая. И если раньше мы оценивали, насколько востребованы специальность и опыт сотрудника, то теперь иногда приходится снижать планку, иначе ты можешь оказаться в принципе без врачей. Это первое.

И второе – ты принял на работу врача, а он в это время уже повесил свое резюме: «А вдруг кто-то больше даст». Такого не было в отрасли никогда. Одним из первых стартовал рост заработных плат в педиатрии. И врачи-педиатры старой закалки, которые давно пришли в клинику, несмотря на то что рынок начал активно повышать заработную плату, оставались в своей клинике и никуда не планировали уходить. Для них важна клиника, у истоков которой они стояли, – это часть их жизни. Сейчас уже очень сложно организовать клинику, которая станет частью жизни врача – новое поколение смотрит, соответствует ли работодатель их представлениям о прекрасном, и готовы сменить место работы, не дожидаясь карьерного и профессионального роста.

– Но соответствуют ли они представлениям работодателя?

– Да. Но их становится мало, я боюсь, что станет еще меньше. Любой частный игрок должен быть привлекательным для потенциального кандидата. Вопрос: чем? Однозначно, есть категории персонала, которые хотят работать именно в частном секторе. Многие справедливо считают, что здесь можно быстрее построить в том числе управленческую карьеру. Есть врачи, которые хотят работать только в государственном учреждении, а в частном – только совмещать. Есть мятущиеся, и их становится много, и это усложняет ситуацию на рынке, потому что молодые врачи присматриваются, тем самым не формируя для себя поступательное движение в пределах той или иной организации. С учетом того, что многие игроки работают в канале физических лиц, где спрос не растет, а падает, и в канале ДМС, где действуют стоп-лоссы и цены не растут, то увеличение основной статьи затрат – ФОТ – становится весьма серьезным вызовом. И все же я думаю, что этот тренд не сохранится, это какая-то временная ситуация. И система придет в равновесие.

– Вопрос: как?

– И как скоро.

«ИЗ ПРОДАЖ УШЛА С РАДОСТЬЮ»

– В «Медси» вы успели поработать в педиатрическом подразделении. Почему взялись за этот проект?

– Я родила ребенка в начале 2010 года и после этого согласилась руководить детскими клиниками. Хотелось попробовать себя в разном, тем более что педиатрическое подразделение – это совершенно другой бизнес. Тогда у нас было две поликлиники, мы, наверное, единственные оказывали тогда медпомощь детям на дому, сформировав целую систему личных педиатров. Работа невероятно ответственная, потому что ты отвечаешь за клинику, где у тебя тысячи малышей. Ребенок – это то, чем семья очень дорожит, поэтому вопросов, да и претензий, к качеству, сервису тоже было немало.

– Какие задачи ставились перед вами?

– Тогда уже случилось объединение «Медси» с ГУП ММЦ, так что педиатрические клиники были как бы из разных сетей, персонал имел несколько разную корпоративную культуру. Надо было провести интеграцию и нарастить портфель прикрепленных пациентов. Было очень полезно сравнить работу в клинике для взрослых и в педиатрии. Педиатр работает в сцепке с узкими специалистами – это всегда командная работа, тогда как во взрослой практике терапевт часто сам ведет пациента. А в педиатрии, особенно до трех лет, педиатр обязательно замыкает на себе все данные, что приходят к нему от узких специалистов – по обследованию и ведению ребенка. И это иной формат управления, иная коммуникация с точки зрения качества медицинской помощи, это другие врачи. Врачи-педиатры гораздо более привержены тому месту, в котором они работают: ребенка не бросишь. У взрослых такого нет. Детские клиники имеют иную атмосферу. По моим наблюдениям, все, кто руководил детскими клиниками, всегда скучают по этому ощущению.

– Почему в «Медси» так и не появился детский стационар? Да и в целом среди частных клиник этот формат непопулярен.

– Конечно, реализовывать амбулаторную помощь детям легче, в сравнении со стационаром. Затраты на стационар значительные, а структура заболеваний у детей иная, нежели у взрослых. В детском стационаре, например, желательно иметь инфекционное отделение, при этом его загрузка однозначно будет сезонной. Реализовывать это и другие востребованные в «детстве» направления – урология, травматология – сложно, востребованность иная, и потому окупаемость инвестиций тяжелая.

Завершив интеграцию детских активов, я решила попробовать себя в продажах. Встала, можно сказать, по другую сторону баррикад от врачей. Хватило меня примерно на два года. Очень хороший опыт выстраивания стратегии продаж по всем каналам. И у нас был очень большой качественный рост.

– Но и рынок тогда был совсем другим.

– Безусловно. Каналов продаж было больше, был контракт с мэрией. Однако, объективно, мы очень старались. Формировали новые продукты и программы. После этого я стала отвечать уже за стратегическое развитие группы. Не скрою, из продаж уходила с радостью предстоящего погружения в управление клиниками.

– Стратегическое развитие «Медси» предполагало форматирование и переформатирование действующих клиник, анализ других игроков? Что вы заметили?

– Конечно, предполагало. Очень важно оценить потенциал клиники, главного врача и понять, способен ли он вести клинику к светлому будущему, не теряя в качестве и финансовых показателях. И дальше выстроить систему управления таким образом, чтобы главные врачи тебя слышали, тебя слышал медицинский персонал, и они в принципе шли к тому результату, под которым ты подписался. Собственно, этим я и занималась в структуре «Медси».

По поводу игроков частной медицины, могу сказать вот что. Зачастую неверная модель клиники формируется на самом ее старте. Стандартная ситуация: врач нашел инвестора, вложились, открыли клинику.

Поставили в десяти кабинетах пять стоматологических кресел, два гинекологических, один УЗИ-аппарат и еще что-то, но почему-то решили, что акцент будет сделан на работе по ДМС, где востребована поликлиническая помощь. То есть забывают о самом важном – проработке формата клиники в зависимости от заболеваемости, каналов продаж, конкуренции.

Часто не знают, какой персонал принимать на работу, не оценивают конкурентное окружение, территорию, на которой находятся. Например, в Москве можно открывать одну клинику, но если ты хочешь опять же работать в сегменте ДМС, то это однозначно сетевой формат. Или наоборот, хотят в разные каналы продаж идти, но при этом забывают, что каждый из них имеет свое лицо, характеристики и потребности. Ну и еще одна системная ошибка – желание быстро вернуть инвестиции. Путают нашу отрасль с какими-то другими.

«БОЛЬШОЙ ИГРОК ИНТЕРЕСНЕЕ»

– Сеть «Доктор рядом» не только в разы меньше «Медси», но и формат имеет совсем другой. Чем вас привлек этот проект как управленца?

– Как я уже говорила, всегда надо делать что-то новое. В медицинской отрасли масштаб очень важен, но в этом случае я уверена, что он придет. Да вы сами видите – одно лишь объединение с «Ниармедиком» уже сделало нас заметным игроком. Сеть «Доктор рядом» выходила на уже заполненный московский рынок и выбрала единственно верный путь – клиники в формате «у дома». Московские пациенты любят, чтобы медцентр был либо рядом с работой, либо рядом с домом. На момент оффера сеть включала 12 клиник и находилась на хорошем этапе «разгона», трудно было отказаться от возможности форсировать этот процесс.

– Владельцы готовы инвестировать в этот «разгон»?

– Они в принципе готовы инвестировать, им интересна отрасль, тем более что она для них родная. Они меня подпитывают энергией. И самое главное, я получила сеть клиник, из которой можно построить большую компанию.

– До вас выручку сети «Доктор рядом» заметно – до 563 млн рублей в 2018 году – удалось нарастить Александру Пилипчуку, в основном за счет его компетенций в ДМС. Чем в первую очередь занялись вы?

– Естественно, стала дорабатывать формат клиник. Одни точки дооснастили ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием, другие начали готовить к расширению. Формируем центры компетенций и планируем изменить профиль некоторых клиник. Но это тактические шаги.

Важно было понять, какое место на рынке «Доктор рядом» занимает сейчас и как правильно было бы двигаться вперед. Весь спектр амбулаторной помощи – от консультативной до диагностической – у нас реализован. Амбулаторные базовые специальности – терапия, педиатрия, гастроэнтерология, кардиология, диагностика ультразвуковая, лучевая, в том числе МРТ и КТ – в одной из клиник.

Стратегически мы нацелились на поиск партнеров для объединения, большой игрок интереснее – и контрагентам, включая страховщиков, и врачам, как работодатель. Насколько сегодня можно быть большим, работая в массовом и, к слову, конкурентном сегменте медуслуг? Думаю, у нас есть перспективы – мы сегодня можем вырасти в разы и достичь порядка 25% маржинальности.

– Есть ли место в вашей стратегии работы в системе ОМС? Раз уж «Доктор рядом» начинался именно как ОМС-проект.

– Сегодня 51% пациентов клиник «Доктор рядом» приходят по ДМС, 46% – физические лица, 3% – другие каналы. Это хорошая, сбалансированная структура доходов. Мы понимаем, что мимо ОМС точно пройти не сможем, однако пока объективные внешние условия заставляют нас быть аккуратными.

– Есть ли у сети «Доктор рядом» обязательства перед Москвой, которая выдала льготу на аренду?

– У нас есть прикрепленное население, мы обслуживаем этих пациентов по ОМС. Льготная аренда – это хорошо, но в целом эта статья расходов нас сегодня волнует меньше, чем ФОТ.

– Наверняка, помимо «Ниармедика», вы просмотрели не одну клинику с точки зрения потенциального объединения. Чем они вас не устроили?

– Ключевая проблема – отсутствие возможности диалога, готовности второй стороны меняться и встраиваться в нашу модель и формировать общую. Собственно, это и определило объединение с «Ниармедиком». Акционеры хотели роста для своих компаний, в одиночку это было бы сделать гораздо сложнее. Эта сеть имеет хорошую историю и очень похожа на сеть «Доктор рядом». Клиники точно так же требуют форматирования, внедрения новых технологий, но вполне готовы к интеграции, которая вот-вот завершится.

– Одно из преимуществ слияния – сокращение административных расходов. Что вы оптимизировали и в каком объеме?

– Оптимизация должна проводиться с умом, важно во время этого не оптимизировать какую-то важную компетенцию, которую компания нарабатывала годами. Всех сократить и считать, что после этого компания будет жить долго и счастливо – так не бывает. Это моя позиция. Но при этом в команде всегда должны быть люди, которые способны идти быстро. Идти медленно – значит идти назад. Надо быть всегда честным и любой команде, которую ты интегрируешь, говорить, что теперь вам придется идти быстро. Не все к этому, конечно, готовы.

– Что будете делать с франчайзинговой программой «Ниармедика»? Многопрофильную франшизу вообще сложно реализовывать – история с той же «Ви-Террой», отколовшейся от «Ниармедика» несколько лет назад, в этом смысле показательна.

– Этот вопрос мы сейчас как раз прорабатываем. Думаем, какой формат будет наиболее успешным для франчайзи – позволит и ему, и нам зарабатывать. Сейчас важно отстроить все процессы в объединенной сети, наши собственные клиники должны быть клинически и операционно эффективны, демонстрировать высокие темпы роста. Только при этом условии можно масштабироваться – органически, путем сделок или по франшизе.


доктор рядом, ниармедик, коммерческая медицина, частная медицина, клиника, дмс, сделка
Источник: Vademecum №1, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении