24 Сентября 2023

Особенности национального санкура
Татьяна Фрейденссон, Ольга Герасимова Мединдустрия
21 сентября 2017, 9:25
Гигантская статуя Мао Цзэдуна в китайской провинции Хэнань
Фото: www.nytimes.com
3162

Чем китайские санатории похожи и чем отличаются от российских

В июне 1949 года Мао Цзэдун отправил на лечение в СССР свою жену Цзян Цин. В Москве ей, страдающей от физического истощения и хронического тонзиллита, удалили обе небные миндалины и отправили на восстановление в санаторий «Барвиха». Мао всегда высоко ценил советскую медицину, но особенно его поражали доступность лечебно-профилактических учреждений для всех слоев населения и широкий перечень заболеваний, с которыми там работали. Китайцы решили использовать этот опыт, обогатив его, конечно, собственной национальной спецификой.

Мао Цзэдун возглавил КНР в 1949 году. Число больниц и лечебно-профилактических учреждений стало неуклонно расти. К 1957 году в КНР было уже более 900 санаториев. Они открылись в Циндао, Даляне, Ханчжоу и других красивейших курортных местах Поднебесной – и рабочие могли  ездить туда по бесплатным путевкам или лечиться на льготных условиях, как в Советском Союзе. Правда, точно так же, как в СССР, попасть в некоторые санатории было под силу лишь высшей партийной элите.

Например, в 1950 году медицинский центр «Бадагуань» (Циндао) сделали санаторием для высокопоставленных лиц. Там лечились Мао и его ближайшее окружение – Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Дэн Сяопин, Линь Бяо. 

Для простых трудящихся путевки туда стали доступны лишь к началу 80-х годов. Тогда же курорт разрешили посещать иностранным туристам.

Советский Союз оказал Китаю неоценимую помощь в подготовке квалифицированного медицинского персонала: огромное количество китайских студентов, преподавателей медицинских вузов и врачей получали образование в СССР. Кроме того, большая часть советской литературы по медицине была переведена на китайский язык и распространена по всей Поднебесной. 

Китай успешно перенял у СССР и опыт ночных санаториев-профилакториев. В 1957 году их количество превысило три сотни. Служащие, колхозники и рабочие смогли лечиться или проходить профилактику профессиональных заболеваний (включая диету) прямо на своем заводе или фабрике без отрыва от производства. 

Такая практика нравилась и партийной элите. Руководство КНР в 1953 году обустроило курорт Байдайхэ в провинции Хэбэй (280 км от Пекина) под летнюю резиденцию – так, чтобы Великий кормчий и его ближний круг могли не только жить здесь на своих дачах без отрыва от работы, но и к концу дня проходить лечебные процедуры в дополнение к диетам, составленным лечащим врачом.

Сегодня многие жители Поднебесной стремятся провести отпуск в  санаториях Байдайхэ. Во-первых, это возможность выбраться из бешеного ритма мегаполисов в зеленый прибрежный район Желтого моря. Во-вторых, благодаря процедурам, нацеленным на комплексное восстановление организма, можно привести себя в порядок. Ну и, конечно, такие курорты давно стали достопримечательностями – не только природными, но и историческими. 

Например, государственный санаторий «Танганцзы» расположился в месте, которое на протяжении веков служило курортом для десятков правителей Поднебесной и их приближенных. Сюда императоры приезжали ради радоновых источников и лечебной грязи, которые помогали в лечении опорно-двигательного аппарата. В середине 30-х годов ХХ века на курорте был построен санаторий, а в 1949 он, дополненный новыми корпусами, распахнул свои двери для рабочих и крестьян. Изначально «Танганцзы» был рассчитан на 300 койко-мест и принимал больных с пятью видами заболеваний. За 60 лет своего существования санаторий сильно разросся, как и перечень его лечебных процедур. Любопытно, что треть мест из имеющихся 1 820 отведена для туристов из России, прежде всего из Приморского края, Хабаровска, Иркутска, которые уже давно облюбовали это место для лечения и отдыха. 

Кроме того, санаторий «Танганцзы» является базой подготовки медицинского персонала, одобренной Министерством здравоохранения. Для повышения квалификации и совершенствования «западного направления медицины» сотрудники санатория периодически ездят в Россию, Германию, Австрию и Японию.

В настоящее время большинство санаториев Китая принадлежит профсоюзам или государственным учреждениям и предприятиям, несмотря на то что в 90-е годы в результате приватизации многие из них стали частными.

В КНР санатории подразделяются на две разновидности: общего типа и специализированные. К первым относятся государственные здравницы, куда направляют от профсоюзов сотрудников госаппарата, чиновников, военных. Всекитайский совет профсоюзов имеет в своем распоряжении свыше 800 санаториев, ежегодно принимающих  1 млн человек.

Специализированные санатории пока еще не так широко распространены. Однако поскольку КНР нацелена на развитие экономики, а в стареющем обществе потребность в оздоровительных учреждениях повысится, в скором времени частные санатории также могут начать получать финансирование из госбюджета.

К 2020 году в целях развития экономики и повышения уровня жизни, улучшения медицинского обслуживания в КНР планируется усовершенствовать систему здравоохранения по всей стране, в том числе открыть новые санатории.

В китайских здравницах мирно сосуществуют  три направления медицины – традиционная китайская, классическая «западная» и сочетание обеих. Вот почему многие врачи в КНР имеют по два диплома, а все лечебные центры оснащены высокотехнологичным оборудованием. Что не отменяет иглоукалывания, гимнастики, массажей и лечения травами. 

То, что традиционная китайская медицина (ТКМ) – серьезное направление здравоохранения, доказала Ту Юю, китайский фармаколог и специалист по ТКМ, создавшая артемизинин – препарат на основе однолетней полыни для борьбы с малярией. За это открытие она была в 2015 году удостоена Нобелевской премии. 

«Традиционная медицина Китая может послужить вдохновением для многих дальнейших исследований», – сказала она журналистам во время церемонии награждения.

О лучших российских здравницах читайте в рейтинге Vademecum «ТОП100 санаторно-курортных организаций по итогам 2016 года». 

 

китай, санаторно-курортное лечение, санатории
Источник: Vademecum

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года