Нацпроект «Здравоохранение» стал самой масштабной отраслевой госпрограммой не только по объему инвестиций (1,7 трлн рублей), но и по уровню поставленных задач и обозначенных целевых показателей, в числе которых – снижение смертности трудоспособного населения на 28% (до 350 случаев на 100 тысяч населения), сокращение числа смертей от новообразований на 8% (до 185 случаев на 100 тысяч населения). И хотя нацпроект не содержит специального раздела по обеспечению учреждений препаратами, оборудованием и расходными материалами, все его ключевые мероприятия так или иначе связаны с применением инновационных лекарств и медизделий.
Только в 2019 году порядка 70 млрд рублей из бюджета нацпроекта будет направлено на обеспечение онкопациентов препаратами для химиотерапии, то есть продуктами сегмента, где тема использования в клинической практике новых разработок крайне актуальна. Один из восьми приоритетных проектов программы – «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров» – подразумевает создание инновационных технологий в курируемых НМИЦ отраслях. Наконец, в декабре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ проработать механизм синхронизации нацпроектов «Здравоохранение» и «Наука» как раз для внедрения в отечественную медицину инновационных методик и продуктов.
Акцент на разработку и ввод в обращение инновационных препаратов и медизделий ставится в разрабатываемых Минпромторгом России стратегиях «Фарма-2030» и «Медпром-2030». Среди заявленных ведомством целей – развитие международного потенциала российских разработчиков и фармпроизводителей, стимулирование инноваций и собственных разработок для дальнейшего развития экспорта.
При этом понятие «инновационный лекарственный препарат» в российском законодательстве отсутствует. Пользуясь этим, фармпроизводители часто называют инновационным любой препарат, включая дженерики, биоаналоги или незначительно модифицированные молекулы уже существующих на рынке продуктов, и используют этот термин для включения в перечни по программам госзакупок.
В то время как государству, врачебному сообществу и, конечно же, пациентам важна клиническая эффективность препарата – насколько лекарство, например, снижает риск летальных исходов или продлевает качественную жизнь.
Представители медпрома также воспринимают термин «инновационность» скептически. Доля медизделий отечественного производства на рынке едва превышает 20%, однако и этот скромный сегмент назвать инновационным никто не решится. Мировые мейджоры тоже не рассматривают Россию в качестве площадки для трансфера своих технологических ноу-хау.
О том, какие механизмы необходимо внедрить и какие барьеры преодолеть для развития в России сегмента инновационных препаратов и медицинских изделий, ради повышения их доступности для российских пациентов Vademecum предлагает обсудить на Национальном конгрессе «Формула будущего», который пройдет 26 марта в отеле «Марриотт Москва Гранд».