27 Июля 2024 Суббота

«Никто толком не знал, как это будет работать»
Мария Сидорова Мединдустрия
20 июня 2018, 8:16
Станислав Юшкин, директор региональных проектов «Русфонда»
Фото: m.trtbanners.com
3324

Директор региональных проектов «Русфонда» – о том, как начиналась и куда движется одна из крупнейших НКО страны

«Русфонд» уже больше 20 лет занимается адресной помощью детям, страдающим ДЦП, диабетом, сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими тяжелыми и редкими заболеваниями, а с недавних пор, так же адресно и предметно, поддерживает инфраструктурные проекты, без реализации которых, как считают сами благотворители, опекаемым ими пациентам не обойтись. Директор региональных проектов «Русфонда» Станислав Юшкин в интервью Vademecum рассказал, что заставило основателя издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Яковлева создать «Русфонд», как одна из крупнейших в стране НКО аккумулирует и расходует средства и по какому принципу подбирает соратников и медицинских партнеров.

– Почему издательский дом «Коммерсантъ» занялся адресной благотворительностью и как это занятие превратилось в «Русфонд»? 

– Тогда, в 90-е, деловых изданий в стране было немного, и люди считали, что раз «Коммерсантъ» пишет о бизнесе, значит, и в самой газете есть деньги. Поэтому в редакцию приходило много писем с совершенно разными просьбами: кто-то просил купить токарный станок, кто-то – компьютер, кто-то – мебель, был случай, когда жители Ставропольского края попросили купить стадо коров. Лечение детей было только одной из таких просьб. Владимир Яковлев, который тогда владел изданием «Коммерсантъ», увидел в этом тренд и решил создать сервис для читателей – дать им возможность помогать отчаявшимся людям. Сначала письма с просьбами о помощи публиковали в журнале «Домовой» – был такой журнал в издательском доме, потом в самой газете «Коммерсантъ». Никто толком не знал, как это будет работать. Какие-то просьбы находили отклик, какие-то – нет. Иногда, чтобы собрать нужную сумму, Яковлев добавлял личные деньги. Но со временем стало понятно, что самая востребованная читателями просьба – лечение детей. Именно детям жертвовали больше всего. В конце концов стали помогать только тяжелобольным детям – жизнь сама привела к такому результату. Фонд начал работу в 1996 году, тогда в нем был только один сотрудник – Лев Сергеевич Амбиндер [сейчас президент «Русфонда». – Vademecum]. Он был спецкором газеты «Коммерсантъ» и на тот момент единственным журналистом издательского дома, у которого был опыт работы в отделе писем. «Русфонд» поначалу и являлся, по сути, отделом писем. Кстати, никто тогда не рассчитывал, что проект просуществует более двух лет, но, как видите, фонд до сих пор жив, стал одним из крупнейших в стране и продолжает развиваться. 

– То, что фонд образовался внутри СМИ, давало какие-то преимущества? 

– Скорее не преимущества, а возможности. Работать со СМИ может любой фонд – сегодня мы видим, что такое происходит буквально на каждом шагу. Есть даже примеры, когда благотворительные фонды создают собственные СМИ. У «Русфонда» же была, да и остается, возможность с помощью публикаций общаться с аудиторией газеты «Коммерсантъ». Это не только просьбы о помощи, но и публикации на темы, связанные с благотворительностью, медициной, работой фонда. Журналистика, одним словом. За годы работы удалось сформировать свою аудиторию, приобрести репутацию и из камерного газетного проекта вырасти в один из крупнейших благотворительных фондов страны. Была создана база, которая позволила развиваться дальше. В 2011 году стартовал совместный проект «Русфонда» и Первого канала. В 2012 году началась региональная программа. Наши бюро работают в 18 областях. Сбор средств для детей региона идет с помощью СМИ региона. В 2015 году появился совместный проект «Русфонда» и ВГТРК – сюжеты о детях, которые нуждаются в оплате лечения, выходят в эфирах 83 филиалов компании по всей стране. В общей сложности партнерами «Русфонда» сегодня стали 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ, включая такие популярные ресурсы, как lenta.ru, vesti. ru, fontanka.ru, РБК. Это огромная аудитория. Только в прошлом году 6,5 млн человек пожертвовали деньги для подопечных «Русфонда». Было собрано 1,86 млрд рублей. В результате помощь получили 2 839 тяжелобольных детей. Отдельной площадкой стал сайт rusfond. ru, через который в прошлом году мы привлекли 581 млн рублей. Первый канал собрал 685 млн рублей. Если сравнивать нашу работу с тем, что происходит в Европе или США, то там фонды оплачивают размещение благотворительных сюжетов и публикаций в СМИ как рекламу. Мы же стараемся выстраивать партнерские отношения, совместно помогая детям. Кстати, в России появляются фонды, которые, по западному примеру, начинают покупать рекламные площади в интернет-СМИ и время на телевидении. WorldVita, например, или фонд «Алеша». Тут нет ничего противозаконного, но получается, что значительные средства – около 50% сборов – тратятся именно на это.

– А как работает экономика «Русфонда»? Как распределяются сборы?

– Деньги, которые адресно собирает фонд, идут на оплату лечения тяжелобольных детей. Мы оплачиваем счета клиник, поставщиков лекарств и средств реабилитации. Все отчеты публикуются у нас на сайте и в партнерских СМИ. Отдельный сбор средств ведется на развитие Национального регистра доноров костного мозга им. Васи Перевощикова. Отчеты тоже публикуются. Информация о сборах обновляется на сайте «Русфонда» ежедневно. Также мы публикуем у себя годовые отчеты, которые, помимо этого, размещаются на сайте Минюста. Что касается расходов на содержание фонда, то в прошлом году их доля не превысила 8,5% от общего объема собранных средств. Это зарплаты 99 сотрудников, аренда офиса, связь, командировки и так далее. Показатель – на уровне самых высоких мировых стандартов: в США, например, самую высокую оценку получают фонды, расходующие на свои нужды до 15% сборов. 

– Основную часть сборов вам обеспечивают частные жертвователи или корпорации? 

– Частные лица. Взносы компаний – это 12%. Основную часть пожертвований дают обычные люди со средними или даже низкими доходами, которые отправляют в фонд небольшие суммы. 

– На каких именно направлениях сфокусирован «Русфонд»? 

– Мы помогаем в тех случаях, когда бюджетных средств на лечение не хватает или когда государством оплата того или иного вида лечения не предусмотрена. Например, квоты, которые выделяет государство на высокотехнологичную медицинскую помощь, часто к концу года заканчиваются. В конце прошлого года мы столкнулись с ситуацией, когда в нескольких государственных клиниках Москвы не было квот даже для москвичей, клиники их выработали, а операции откладывать было нельзя. Часть обращений связана с тем, что для операции нужны дорогостоящие специфические расходные материалы, имплантаты, гаджеты, а квота эти расходы не покрывает. Вот мы недавно помогали собрать средства для девочки из Краснодарского края, которой был нужен диафрагментарный стимулятор, без него она могла спать только с аппаратом искусственной вентиляции легких. Такой стимулятор стоит 5 млн рублей, естественно, бюджетом эти расходы не предусмотрены. Есть ситуации со сколиозами: государство оплачивает металлическую конструкцию, которая фиксирует позвоночник, но, если ребенок маленький, через какое-то время ее нужно заменить, сделать вторую операцию, потом третью – ребенок-то растет. И такие вмешательства всегда сопровождаются риском для жизни и здоровья – представьте, нужно разрезать спину и болтами закрепить конструкцию. А есть американская раздвижная конструкция, не требующая таких операций, но она стоит около 1,5 млн рублей и бюджетом не оплачивается. То же при онкозаболеваниях крови. В тех случаях, когда жизнь может спасти трансплантация костного мозга, мы собираем средства на оплату поиска и активации донора в зарубежных регистрах, а также на дорогостоящие антибиотики, которые применяются после трансплантации. В каждом случае это миллионы рублей. 

– Как возникла идея организации Национального регистра доноров костного мозга и как этот проект развивается сейчас? 

– Идея изначально появилась в Санкт-Петербурге, в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой. «Русфонду» заняться созданием Национального регистра доноров костного мозга предложил наш сотрудник – журналист Виктор Костюковский, который придумал и возглавил проект «Русфонд.Регистр». К сожалению, 15 мая Виктора не стало. Именно Виктор предложил дать регистру имя Васи Перевощикова – мальчика из российской глубинки, для которого не нашлось неродственного донора. До начала этой работы в нашей стране не было единой национальной базы, которая включала бы доноров с характерными для России многочисленными генотипами. Теперь база создана и развивается как национальный регистр. Сегодня в нем 81 тысяча протипированных доноров. Уже проведено 216 трансплантаций. Регистр – дело дорогое, потому как предполагает, прежде всего, HLA-типирование потенциальных доноров. Стоимость реагентов для типирования одного донора – в среднем 14 тысяч рублей. В 2017 году совместно с Институтом фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета мы внедрили новую технологию типирования потенциальных доноров – метод NGS [next-generation sequencing – секвенирование нового поколения. – Vademecum], позволяющий вдвое снизить стоимость типирования, увеличить его скорость и качество. Теперь одно типирование обходится в 7 тысяч рублей. Пожертвования – единственный источник поступления этих средств. В апреле Министерство юстиции РФ по Республике Татарстан зарегистрировало автономную некоммерческую организацию «Приволжский регистр доноров костного мозга». Это совместное предприятие Казанского (Приволжского) федерального университета и «Русфонда» – новый этап в реализации программы ускорения строительства Национального регистра. 

– Представители многих клиник упрекают благотворителей в том, что фонды часто отправляют за границу пациентов, которые могли бы получать лечение внутри страны, причем за счет государства. Каких принципов при выборе клиник-партнеров придерживаетесь вы? 

– Если говорить о лечении за границей, то «Русфонд» собирает деньги на такое лечение в тех случаях, когда его невозможно провести в России. В целом отношения с клиниками складываются благоприятно. Мы дофинансируем более 20 больниц в стране. У нас есть много клиник, с которыми сложились давние партнерские взаимоотношения. Исторически «Русфонд» плотно работал с федеральными центрами, но, когда появились региональные бюро, подключились и крупные региональные клиники. В Москве, например, это Филатовская и Морозовская больницы, в Петербурге – Детская городская больница №1.

 

 

русфонд, благотворительность, юшкин
Источник: Vademecum №9-10, 2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении