25 Июня, 5:15

Невыносимая ловкость бытия: В чем суть проекта «Бережливая поликлиника»

Ольга Синева
17 Сентября 2018, 7:55
7937
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова и президент Владимир Путин осматривают «бережливую поликлинику» в Кирове Фото: kremlin.ru
«Мы бесконечно что-то делаем, и только что про нас писали, фотографировали. У нас уже практически все поликлиники бережливые, любого можно интервьюировать. Почему все время мы?» – устало отбивалась от вопросов корреспондента Vademecum главврач одной из калининградских поликлиник, которая чуть больше года назад включилась в отраслевой эксперимент по использованию бережливых технологий. Распиарить проект «Бережливая поликлиника» Минздраву действительно удалось. Вроде бы ничего сверхъестественного – элементарные технические решения, сокращающие время ожидания приема и в целом делающие визит пациента в поликлинику условно комфортным, титанических организационных усилий и финансовых затрат не потребовали. А картинка получается убедительная. И людям нравится. Vademecum попытался проследить, откуда выросла, кому и сколько стоила, а главное – к чему приведет поликлиники насаждаемая в них «бережливость».

СОВЕРШЕНСТВО СЕКРЕТНО

В августе 2017 года поликлинику №1 Кировского КДЦ, несколько месяцев назад подключившуюся к «бережливому» проекту, посетила высокая делегация. Ознакомиться с передовым опытом и в целом оценить работу медцентра прибыли президент Владимир Путин, министр Вероника Скворцова и первый зампред президентской администрации Сергей Кириенко. Силу технологии гостям продемонстрировали на цифрах. Например, в три раза, до 10 минут, сократилось время ожидания процедур, а время работы медика непосредственно с пациентом увеличилось аж до 9 минут. Презентация удалась, и «пилот», запущенный Минздравом с помощью давно практикующего бережливые технологии «Росатома», получил статус федерального проекта.

Так в чем технический секрет «бережливости»? В многочисленных промо, опубликованных в том числе в специальном разделе на сайте Минздрава РФ, то и дело встречаются японские слова «кайдзен», «хосин канри», «мури», которые применительно к теме означают стремление к сокращению издержек и в целом – неуклонное пошаговое совершенствование того или иного процесса.

Перековать философию в методику впервые удалось лидеру японского автопрома Toyota в 50‑е годы. Внедренная в производство концепция бережливости предполагала включение буквально каждого сотрудника предприятия в перманентную минимизацию потерь – от перепроизводства, выпуска некондиционных изделий, несогласованности процессов, избыточных перемещений по цеху и так далее. Американцы назвали эту методику lean production, то есть «бережливое производство».

Уже в этом веке методику начали эксплуатировать отечественные предприятия, в том числе госкорпорация «Росатом», в 2016 году предложившая использовать свои наработки Минздраву. Корпоративное издание «Страна Росатом» со ссылкой на гендиректора корпорации Алексея Лихачева тогда сообщило, что поделиться ноу‑хау с предприятиями социальной сферы атомщикам поручило руководство страны. В октябре 2016‑го стартовал пилотный проект «Бережливая поликлиника», подразумевавший перемены в работе регистратуры, внедрение электронной записи к врачу, совершенствование внутренней логистики, оптимизацию выписки рецептов, разведение потоков больных и здоровых пациентов и прочие мероприятия, вплоть до перестановки мебели в процедурных и врачебных кабинетах, ремонта крылец и установки кулеров. Актуальность задуманных преобразований подтверждали замеры, на которые в обосновании запуска «Бережливой поликлиники» ссылается сам Минздрав: среднестатистический пациент проводит в очереди в регистратуру до 36 минут, а в ожидании приема перед кабинетом врача – 96 минут.

Площадками для начала эксперимента стали шесть поликлиник – в Ярославской, Калининградской областях и Севастополе. По словам председателя ФФОМС Натальи Стадченко, для демонстрации эффекта бережливых технологий были выбраны самые отстающие медучреждения. «Когда мы зашли в ярославскую взрослую поликлинику, я понял: сейчас утонем. Зрелище неприглядное – коридор, метров шестьдесят, забит людьми, которые возмущаются и ругаются друг с другом, – вспоминал потом Сергей Обозов, директор по развитию производственной системы «Росатома». – Главврача спрашиваю: «Где самая страшная боль, где вы просто не знаете, что делать?» Она отвечает: «Забор крови». Наши спецы сразу туда. Замерили текущее состояние, посмотрели, кто перегружен, кто недозагружен, передвижение двух медсестер по кабинету и так далее. Переставили столы, сделали обычный заводской конвейер: пациент зашел, медсестра перчатки надела, кровь взяла, перчатки выбросила».

Первые достижения инициаторы проекта представили 3 апреля 2017 года на тематическом Всероссийском семинаре в Ярославле. Бережливые технологии увеличили время работы врача непосредственно с пациентами вдвое. Параллельно время оформления записи на прием сократилось в пять раз, очереди – до восьми раз, ожидание пациентом приема врача у кабинета – в 12 раз.

МАРШ РАЧИТЕЛЬНЫХ

Авторы «Бережливой поликлиники» предусмотрительно обозначили предельный потенциал проекта. Например, в презентации замминистра здравоохранения Татьяны Яковлевой замечено, что бережливые технологии наверняка не справятся с дефицитом медработников и не повлияют на уровень их зарплаты, не решат всех задач информатизации и уж точно не сгладят недостаток финансирования первичного звена. Однако следование философии «кайдзен» (непрерывного совершенствования) надо было с чего‑то, пусть с малого, начинать. Так и решили: в начале апреля 2017 года Вероника Скворцова объявила о планах тиражировать «Бережливую поликлинику» на всю страну.

В конце прошлого года министр сделала еще одно тематическое заявление – на внедрение бережливых технологий в 3,8 тысячи детских поликлиник в течение трех лет будет выделено 30 млрд рублей. Удивившую профсообщество внезапной щедростью калькуляцию в Минздраве оперативно прокомментировать не смогли, однако Vademecum позволит предположить, что внедрение наработок проекта зашито в имеющую аналогичную стоимость целевую программу «Развитие материально‑технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций». Но это опять же догадки.

Зато вещественна и зрима кампания, широко пропагандирующая «Бережливую поликлинику» в СМИ и популяризирующая технологию в профессиональной среде посредством обучающих семинаров и тренингов. Строго говоря, внедрение принципов бережливого производства на предприятиях индустрии здравоохранения не какая‑то фантастическая новация. Главные врачи многих поликлиник самостоятельно начали применять различные элементы методики – исключительно из соображений здравого смысла. «Мы открыли кабинет дежурного врача, кабинет осмотра детей перед вакцинацией, еще раньше были выделены дни здоровых детей для проведения медицинских осмотров «под ключ», чтобы исключить формальное посещение поликлиники для взятия направления, и вообще, чтобы родители как можно реже посещали поликлинику. Когда мы всем этим занимались, даже не слышали о таком понятии, как «бережливая поликлиника», а интуитивно чувствовали, что делать это необходимо», – признавалась порталу «ВладМедицина.ру» главный врач КГБУЗ «Владивостокская детская поликлиника №5» Александра Горшкова.

В ряде регионов до старта федерального бережливого проекта придумали собственные. Например, Департамент здравоохранения Москвы еще в 2015 году анонсировал «Московский стандарт поликлиники», подразумевающий упразднение регистратуры и организацию сестринских постов, на которых пациенты могут получить рецепты, справки и результаты анализов, или, например, освобождение участковых терапевтов от выездов к больным на дом – эту функцию теперь осуществляют специальные бригады врачей. В Татарстане, примерно по той же схеме, в 2016 году запустили свою «Дружелюбную поликлинику», в Воронежской области – «Мою поликлинику» и так далее. 

БЕРЕГА БЕРЕЖЛИВОСТИ

К концу 2017 года к пионерам бережливого производства присоединились порядка 300 поликлиник в 40 регионах страны. За чей счет? Как пояснили Vademecum в ФФОМС, основной источник финансирования (86,6%) наиболее затратных опций проекта – ремонта и покупки оборудования – нормированный страховой запас, методику использования которого территориальным фондам ОМС объяснили отдельно. Кроме того, поликлиники могли расходовать «на бережливость» тарифы на оплату медпомощи, то есть собственный бюджет. Наконец, в «Бережливые поликлиники» вкладывались страховщики, которые, например, за свой счет изготавливали листовки, брошюры и прочую промопродукцию по теме диспансеризации, профилактики и ЗОЖ.

К 2023 году, согласно планам Минздрава, бережливые технологии должны быть распространены не менее чем на 2 тысячи медучреждений по всей стране. Очевидно, что затраты от случая к случаю будут крайне неравномерны, но для приблизительной общей оценки бюджета проекта точностью придется поступиться. За минувший год на внедрение модели в 300 региональных поликлиниках, по словам Натальи Стадченко, ушло 1,3 млрд рублей из средств системы ОМС. Соответственно, превращение 2 тысяч взрослых поликлиник в «бережливые» может потребовать порядка 10 млрд рублей.

До сегодняшнего дня финансовое участие в проекте со стороны администраций регионов было добровольным: власти помогали «Бережливым поликлиникам» чем могли. Например, из бюджета Самарской области, где методика используется более чем в 30 медучреждениях, выделили 63 млн рублей – эти средства пойдут на создание доступной среды для маломобильных граждан (пандусы, туалеты), открытой регистратуры, навигационной системы, установку инфоматов и электронных табло. В Калининградской области на «Бережливые поликлиники» в 2017 году потратили 70 млн рублей. В Ростовской области нашли 12 млн рублей – лишь на одну детскую поликлинику. «Сейчас многие говорят, что на «бережливые поликлиники» нужно много денег – по 200–500 тысяч рублей тратят только на входные группы. Мы потратили на модернизацию регистратуры 17 тысяч рублей!» – поделилась с Vademecum опытом главврач Самарской ГП №6 Светлана Гусева.

У частного бизнеса немного иная логика работы, чем у государственной структуры, считает операционный директор московской сети клиник «Доктор рядом» Илья Федоринин: «Мы живем в другом контексте, и это проявляется в том числе и через используемые термины. «Беречь» – это сохранять то, что тебе дали. Но частному бизнесу никто ничего не дает. Мы должны сами определять то, что востребовано, собирать обратную связь врачей и пациентов и так далее. Но отдельной службы, которая занимается бережливостью, у нас нет».

«В большинстве частных клиник «сервисные» процессы не прописаны, – признался Vademecum генеральный директор ижевской сети клиник «Медицея» Михаил Копосов. – Главному врачу или медицинскому директору недостаточно профессиональных знаний для регламентации «парамедицинских» процессов и их последующего внедрения, как объединить разнящиеся процессы. Таких операционных директоров нет внутри медицинской отрасли, их необходимо привлекать из других индустрий».

Тем временем государственная «Бережливая поликлиника» приобрела новый статус: с 2018 года технология внедряется не только там, где у организаторов здравоохранения есть на то желание и возможность, а по всей стране – в соответствии с приоритетным проектом «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико‑санитарную помощь». При ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава РФ в январе 2018 года был создан Центр организации первичной медико‑санитарной помощи (ЦПМСП), который координирует проект и вместе с «Росатомом» обучает бережливому производству управленцев и персонал поликлиник на местах. Финансируется ЦПМСП из федерального бюджета – по 90 млн рублей ежегодно в период с 2018 по 2022 год. Была идея увеличить целевые затраты еще на 65 млн рублей, но прибавку «зарубила» Счетная палата РФ. «В материалах к законопроекту отсутствует информация о влиянии предлагаемого значительного увеличения бюджетных ассигнований на цели и показатели приоритетного проекта <…> и необходимости их корректировки», – говорится в отзыве аудиторов, которые по ходу исследования деятельности ЦПМСП выяснили, что в нынешнем году выделенные 90 млн рублей были потрачены уже к 1 мая.
поликлиника, минздрав, бережливая поликлиника, скворцова, путин, киров, калининград, ярославль, росатом, toyota
Источник Vademecum №15, 2018
Поделиться в соц.сетях
К созданию федерального регистра доноров костного мозга предложили подключить НКО
24 Июня 2019, 21:28
Правительство РФ поддержит концессию на создание в Бурятии центра ядерной медицины субсидией в 400 млн рублей
24 Июня 2019, 18:34
Суд назначил врачу клиники «Асклепий мед» год лишения свободы за смерть пациентки
24 Июня 2019, 18:20
Москва потратит на реновацию медучреждений 90 млрд рублей
24 Июня 2019, 16:40
К созданию федерального регистра доноров костного мозга предложили подключить НКО
24 Июня 2019, 21:28
В Башкортостане озаботились ситуацией с медицинскими кадрами после прямой линии Путина
24 Июня 2019, 15:54
Минздрав нашел 45 нарушений в НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина после возбуждения уголовного дела
21 Июня 2019, 17:20
Министром здравоохранения Пензенской области станет Александр Никишин
Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев сообщил, что региональный Минздрав возглавит врач Александр Никишин. Он уже занимал этот пост в 2009-2010 годах.
21 Июня 2019, 11:02
Сотрудники орловской ССМП пожаловались Путину на низкие зарплаты
20 Июня 2019, 23:20
Путин поручил уточнить ответственность врачей за ошибки в назначении обезболивающих
Владимир Путин поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой разработать предложения по реформированию системы ответственности врачей за нарушения при работе с опиоидными препаратами. Так президент отреагировал на озвученную в ходе прямой линии просьбу Нюты Федермессер декриминализировать ошибки медиков, работающих с наркотическими обезболивающими.
20 Июня 2019, 16:14
Путин: десятикратная разница зарплат «первых лиц» и рядовых врачей недопустима
Президент России Владимир Путин во время прямой линии, отвечая на вопрос о соотношении зарплат, заявил о недопустимости кратной разницы между зарплатами чиновников, руководителей медицинских, образовательных учреждений и рядовых сотрудников.
20 Июня 2019, 14:47
«Одно дело – давать строителям заработать, другое – здоровье людей». Путин раскритиковал регионы за перебои в лекобеспечении
20 Июня 2019, 14:07
Минздрав разработал правила посещения реанимации
20 Июня 2019, 13:53
Сотрудники орловской ССМП анонсировали «итальянскую забастовку»
Сотрудники Орловской станции скорой медицинской помощи 15 июля 2019 года начнут «итальянскую забастовку». Они не смогли добиться обеспечения надлежащих условий труда – повышения оклада и комплектации бригад. В акции примут участие около 20 человек.
20 Июня 2019, 13:24
Скворцова: в 2018 году Россию посетили более 300 тысяч медицинских туристов
19 Июня 2019, 19:20
Единая диспетчерская служба скорой помощи в 2019 году начнет действовать по всей стране
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что до конца 2019 года во всех регионах России начнет работать единая цифровая диспетчерская служба, действующая пока только в Москве.
19 Июня 2019, 14:19
Алексей Кубанов возглавил Российское общество дерматовенерологов и косметологов
19 Июня 2019, 0:24
Минздрав изменил порядок аккредитации за две недели до экзамена
18 Июня 2019, 22:40
Минздрав начал подготовку к созданию регистра доноров костного мозга
18 Июня 2019, 12:16
Минздрав Московской области возглавила Татьяна Мухтасарова
Министр здравоохранения Московской области Дмитрий Матвеев освобожден от занимаемой должности, проработав на ней меньше года. Пост заняла Татьяна Мухтасарова, перешедшая на работу в правительство Московской области из Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ).
18 Июня 2019, 8:08
Яндекс.Метрика